Секция №2

Секция № 2. Компетенции специалиста будущего для устойчивого развития России

УДК 371.315, 378.147

ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Коновалов Максим Николаевич

Курганский государственный университет, Курганский государственный колледж, г. Курган, Курганская область, xxkmn@rambler.ru

Аннотация: На сегодняшний день компьютерные технологии признаны неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. В статье рассматриваются возможности образовательных платформ в изучении экологии, а также курса культура зеленого строительства в Курганском государственном колледже.

Ключевые слова: e-learning; электронное обучение; экологическое обучение; зеленое строительство

M. Konovalov (Russia). POSSIBILITIES OF MODERN FORMS OF DISTANCE LEARNING IN THE STUDY OF ECOLOGICAL DISCIPLINES

Annotation Nowdays, computer technologies are recognized as an integral part of a holistic educational process that significantly increases its effectiveness. The article discusses the possibilities of e-learning platforms in the study of ecology, as well as the course of Green building culture in the Kurgan State College

Key-words: e-learning; environmental education; green building

В последние годы в Европе, а затем и в России распространился термин e-learning, который означает процесс дистанционного обучения в электронной форме, осуществляемый через сеть Интернет с использованием различных систем электронного обучения (ЭО). Дистанционные технологии позволили обеспечить доступ к качественному образованию каждому человеку из любой точки мира.

Электронное обучение в данное время стало неотъемлемым составляющим современной образовательной системы, обеспечивая принципиально новые возможности в доступе к образовательным информационным ресурсам, в организации управления образовательными процессами, в актуализации образовательных ресурсов и управления ими, в организации новых форм образования с использованием дистанционных форм обучения, значительно расширяя возможности традиционной образовательной системы.

Ускорение научно-технического прогресса поставило перед современной педагогической наукой важную задачу – воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно включиться в качественно новый этап развития современного общества, связанный с информатизацией. На сегодняшний день компьютерные технологии признаны неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Дистанционное обучение (ДО) обеспечивается применением совокупности образовательных технологий, при которых взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего, с использованием средств телекоммуникации.

Для ДО характерны все присущие учебному процессу компоненты системы обучения: смысл, цели, содержание, организационные формы, средства обучения, система контроля и оценки результатов.

Одной из целей ДО является предоставление обучающимся непосредственно по месту жительства или временного их пребывания возможности освоения образовательных программ, что позволяет обеспечить усвоение современных профессиональных знаний в условиях гибкого графика использования свободного времени обучаемого. Это – основное преимущество такой технологии обучения.

ДО не может полностью являться альтернативой традиционному обучению, при котором велика роль реального общения педагога с обучающимися, которые ощущают недостаток практических занятий. Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для российского человека является мощным побудительным стимулом. Для ДО необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося. Это зависит от наличия целого ряда индивидуально-психологических условий.

На сегодняшний день, согласно действующему законодательству, организации вправе осуществлять реализацию  образовательных программ или их частей с применением исключительно ЭО, дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся независимо от их места нахождения и организации, в которой они осваивают образовательную программу, достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

Освоение обучающимся образовательных программ или их частей в виде онлайн-курсов подтверждается документом об образовании и (или) о квалификации либо документом об обучении, выданным организацией, реализующей образовательные программы или их части в виде онлайн-курсов. Организация, которой обучающимся представлен документ об образовании и (или) о квалификации либо документ об обучении, подтверждающий освоение им образовательной программы или ее части в виде онлайн-курсов в иной организации, допускает обучающегося к промежуточной аттестации по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам образовательной программы, или зачитывает результат обучения в качестве результата промежуточной аттестации на основании данного документа. Зачет результатов обучения осуществляется в порядке и формах, установленных организацией самостоятельно, посредством сопоставления планируемых результатов обучения по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам, определенным образовательной программой, с результатами обучения по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам образовательной программы, по которой обучающийся проходил обучение, при представлении обучающимся документов, подтверждающих пройденное им обучение [1].

Существует ряд систем управления обучением (англ. learning management system, LMS), которые осуществляют дистанционное обучение посредством Интернет и других сетей. Используются они для разработки, управления и распространения учебных онлайн-материалов с обеспечением совместного доступа.

В состав системы входят различного рода индивидуальные задания, проекты для работы в малых группах и учебные элементы для всех студентов, основанные как на содержательном компоненте, так и на коммуникативном. Создаются данные материалы в визуальной учебной среде с заданием определенной последовательности изучения.

Говоря об информатизации образования, особо следует выделить электронные обучающие ресурсы, которые на сегодняшний день становятся неотъемлемой частью учебно-методического обеспечения.

Развитие системы открытого образования, акцент на индивидуализацию учебного процесса требуют расширения учебно-методического и информационного обеспечения учебного процесса, основу которого составляют образовательные электронные издания (ОЭИ).

Ведущие мировые площадки онлайн-образования предлагают в открытом доступе бесплатные МООС (массовые открытые онлайн курсы). Курсы представлены по самым различным направлениям: искусство, биология и науки о жизни, бизнес и менеджмент, химия, компьютерные технологии, экономика и финансы, гуманитарные науки, юриспруденция, медицина, общественные науки и др. Курсы разработаны преподавателями ведущих мировых университетов.

Рассмотрим возможности образовательной платформы «Открытое образование» в экологическом обучении студентов ВУЗов и средних учебных заведений.

Открытое образование (https://openedu.ru) – современная образовательная платформа, предлагающая онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах. Платформа создана Ассоциацией «Национальная платформа открытого образования», учрежденной ведущими университетами – МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбПУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ ВШЭ, МФТИ, УрФУ и Университет ИТМО. Все курсы, размещенные на платформе, доступны бесплатно и без формальных требований к базовому уровню образования. Для желающих зачесть пройденный онлайн-курс при освоении образовательной программы бакалавриата или специалитета в вузе предусмотрена уникальная для России возможность получения сертификатов. Получение сертификата возможно при условии прохождения контрольных мероприятий онлайн-курса с идентификацией личности обучающегося и контролем условий их прохождения. На сегодняшний день представлен 431 курс.

Однако прослеживается нехватка курсов по экологии, защите окружающей среды, зеленым технологиям. Так, на базе платформы «Открытое образование» всего 3 курса, так или иначе, связаны с устойчивым развитием. Один из них – Системная динамика устойчивого развития (Системная экология) от УрФУ. Курсы Экология разработаны ТюмГУ, Политехом и СПбГЭТУ «ЛЭТИ». НИТУ «МИСиС» представляет курс Защита окружающей среды. Рециклинг в 2 частях (рисунок 1).

Рисунок 1 – Страница поиска в проекте «Открытое образование»

Сегодня быстро развиваются и так называемые облачные технологии. Они уже с успехом используются в обучении многими преподавателями, а также для организации самостоятельной работы студентов. Одной из таких облачных технологий является виртуальная обучающая среда Moodle (Modular ObjectOriented Dynamic Learning Environment) http://moodle.org/. Это среда дистанционного обучения, предназначенная для создания качественных дистанционных курсов. Этот программный продукт используется более чем в 100 странах мира университетами, школами, компаниями и независимыми преподавателями. Именно системе Moodle отдается предпочтение в высших и средних специальных учебных заведениях. Moodle является бесплатным программным продуктом с открытым кодом, что позволяет ее настраивать в соответствии с потребностями учебного заведения, а также обеспечить полный цикл дистанционного образования. По своим возможностям Moodle выдерживает сравнение с известными коммерческими системами управления учебным процессом, в то же время выгодно отличается от них тем, что распространяется в открытых исходных кодах – это дает возможность «подстроить» ее под особенности каждого образовательного проекта, дополнить новыми сервисами.

Эта система используется для создания онлайн-курсов и веб-сайтов преподавателем и ориентирована на взаимодействие преподавателя и студента. Но, прежде всего, среда Moodle организует самостоятельную работу студентов, как аудиторную, так и внеаудиторную. Тесты, задания и упражнения сопровождают учебный материал, что облегчает его усвоение и разбавляет монотонное изложение материала активными действиями. Все это помогает закреплению предлагаемого материала.

В 2019 году в Курганском государственном колледже совместно с доктором пед. наук Е.А. Тебеньковой, на базе платформы Moodle был разработан курс Культура зеленого строительства. Необходимость разработки нового курса обусловлена следующим.

В современном мире большое внимание уделяется проблемам сохранения комфортной и безопасной среды обитания для будущих поколений. В мировой строительной практике это нашло свое отражение в интенсивно развивающемся направлении «Строительство «зеленых» зданий». В технически развитых странах накоплен колоссальный опыт – множество ведущих организаций занимаются разработкой рейтинговых систем оценки «зеленых» зданий, созданием руководств и стандартов по их проектированию, строительством демонстрационных «зеленых» зданий и т. д. Кроме этого, возникает необходимость для оценки устойчивости среды обитания на стадиях проектирования и эксплуатации.

Будущее строительной отрасли определяют такие мировые глобальные тенденции, как рост урбанизации, стирание граней между общественным и жилым пространством, а также осознание ответственности за окружающую среду. Все больше проявляется стремление к архитектуре на основе принципов устойчивого развития, при котором в равной степени учитываются социально-культурные, экономические и экологические аспекты. Основная цель – гармоничное взаимодействие Человека, Пространства и Природы.

Важная роль, при этом, отводится зданиям, оказывающим положительное влияние на здоровье и комфорт находящихся в здании людей посредством оптимизации визуальных, тепловых, акустических, эргономических и гигиенических параметров, и одновременно позволяющим удовлетворить требования по долговечности и рентабельности. Здания и соответствующая строительная продукция также рассматриваются с точки зрения их общего жизненного цикла для того, чтобы ценное сырье после завершения эксплуатации могло быть задействовано в процессе переработки и повторного использования.

Строительство зданий на основе зеленых стандартов получило распространение относительно недавно. В 1990 г. в Великобритании началось внедрение стандарта BREEAM, в 1998 г. появился американский стандарт LEED, 18 февраля 2010 года зарегистрирована российская система «Зеленые Стандарты».

В настоящее время в России начал формироваться спрос на экологическую недвижимость. Отчасти – из-за поддержки данной программы государством. Так, зеленым стандартам соответствуют некоторые объекты зимних Олимпийских Игр в Сочи, активное внедрение этих норм идет и на других объектах. Но, главная причина перспективности зеленых стандартов – в том, что помимо уменьшения отрицательного воздействия на окружающую среду, зеленые здания очень экономичны в обслуживании и комфортны для проживания.

Цель курса: формирование основ культуры «зеленого строительства» у специалистов и студентов строительных и архитектурных специальностей.

Задачи курса:

1. Формирование представлений о ведущих концепциях в экологически ориентированном строительстве.

2. Ознакомление с нормативо-правовой базой в сфере «зеленого строительства» и оценкой воздействия на окружающую среду.

3. Развитие знаний о зеленых технологиях в строительстве.

4. Расширение представлений о передовой практике зеленого строительства объектов для разных сфер экономики.

Закрепление знаний и умений предполагается в модифицированных курсах профессиональных модулей, а также в курсовом и дипломном проектировании.

Примерный перечень тем, включенных в курс Культура зеленого строительства:

Глоссарий «Культура зеленого строительства»

Модуль 1 Подходы к формированию культуры зеленого строительства

История вещей с Анни Леонард

  • Распоряжения Правительства РФ

Модуль 2 «Зеленые» стандарты в строительстве

  • «Зеленые» стандарты в планировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений
  • Экологические стандарты в строительстве – LEED
  • Экологические стандарты в строительстве – BREEAM
  • О внедрении стандартов зелёного строительства на объектах проведения Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 г
  • Ссылки компаний-разработчиков «зеленых» зданий
  • Архив журналов «Зеленые Здания»

Модуль 3. Экоматериалы в «зеленом» строительстве

  • GREEN BOOK – каталог экологически безопасных материалов
  • Экологические материалы для строительства жилых домов
  • Культура одноразового использования
  • Фильм «Устойчивое производство»

Итоговая работа

Данный курс связан с реализацией актулизированных ФГОСов СПО, специальностей ТОП-50 и разработан на основе профессионального стандарта 16.025 Организатор строительного производства.

Данный курс возможно использовать и в программах повышения квалификации. В данном случае он направлен на совершенствование профессиональных компетенций, необходимых для выполнения следующих видов профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации: Обеспечивать соблюдение требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности и защиту окружающей среды при выполнении строительно-монтажных, в том числе отделочных работ, ремонтных работ и работ по реконструкции и эксплуатации строительных объектов.

В результате изучения образовательной платформы «Открытое образование» Из рассмотренных нами курсов по экологическому обучению, все они рассчитаны на студентов ВУЗов или уже выпускников (специалистов, повышающих свою квалификацию).

Библиография

1. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ [Текст]: Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816. Зарегистрировано в Минюсте России 18 сентября 2017 г. № 48226.

One Comment

  1. Наталья Александровна Никонова

    Коновалов Максим Николаевич в докладе «ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН» рассматривает дистанционное обучение и экологическое образование. Наиболее оптимальным решением данного вопроса является создание учебных курсов по экологии на различных платформах. И вот здесь больше всего подходит платформа Moodle. Причем она подходит как для педагогов, так и для школьников. Продолжая работать в данном направлении мы не только будем современными, но и востребованными.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *