Секция №3

Секция №3 «Взаимодействие государственных, общественных и молодежных организаций в экологическом просвещении населения России. Эковолонтерство сегодня».

УДК 371:91:574

СОТРУДНИЧЕСТВО С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Осколкова Ирина Викторовна

ГБОУ СОШ №535, Общественное объединение «Колибри в КАДРе», Санкт-Петербург; colibrivkadre@yandex.ru

Осколкова Мария Николаевна

Общественное объединение «Колибри в КАДРе», Санкт-Петербург; colibrivkadre@yandex.ru

Поливач Марина Сергеевна

Общественное объединение «Колибри в КАДРе», студент РГГМУ, Санкт-Петербург; colibrivkadre@yandex.ru

Аннотация Статья посвящена проблеме формирования экологической компетентности учащихся на примере сотрудничества школы с общественным объединением

Ключевые слова экологическая компетентность; общественное объединение; проектная деятельность

Irina Oskolkova, Mariya Oskolkova, Marina Polivach (Russia); COOPERATION WITH PUBLIC ASSOCIATIONS AS A WAY OF BUILDING THE ECOLOGICAL COMPETENCE OF SCHOOLCHILDREN IN GEOGRAPHY AND EXTRA-SCHOOL ACTIVITIES

Annotation: The article is devoted to the problem of formation of ecological competence of students on the example of cooperation of the school with the public association

Keywords: ecological competence; public association; educational projects

Как гласит известное выражение: «Мы не унаследовали Землю своих отцов, мы взяли ее в долг у наших детей!».  Уже в 1992 году в Рио-де-Жанейро на Конференции ООН по защите окружающей среды, также известной, как первый Саммит Земли, ее участники свою тревогу за будущее планеты выразили в двух словах  — «биосфера в опасности!» [7]. От природной катастрофы человечество отделяло каких-то 30-40 лет.  В связи с этим нынешний  XXI век был объявлен «столетием окружающей среды».  А это значит, что экологический диктат все больше будет определять и экономику, и образование, и культуру.  Важность и актуальность данного вопроса понимается и поднимается на самом высоком уровне. Так, например, 12 декабря 2015 года 21-й сессией Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата было принято Парижское соглашение по климату. Российская Федерация подписала его в 2016 году, а буквально недавно, в сентябре 2019 года, это соглашение было нами ратифицировано [1].

Новое время требует нового человека – не просто исполнителя, а исследователя.  А проблема экологического образования подрастающего поколения становится одной из главных задач школы.  В условиях внедрения ФГОС механизмом перехода к новой модели экологического образования и воспитания выступает системно-деятельностная (в отличие от «знаниевой») парадигма образования [3]. Задача современной школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению учащимися навыков научного анализа, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости практической помощи окружающей среде.

Приоритетным является компетентностный подход.  Школа была и остаётся главным источником по «выращиванию» экологически образованной личности.  Экологическая компетентность базируется на знаниях, навыках, опыте, приобретенных в школе [9].

А школьная география – это единственный предмет, который изучает экологические проблемы на трех уровнях (глобальном, региональном, локальном).  Экологизация  школьного курса географии дает возможность учителю показать причинно-следственные связи в системе «человек-природа-производство-окружающая среда», которая является ядром формирования экологической компетенции. В процессе  этого формирования учащиеся переходят из одного уровня в другой, что дает возможность построить обучение с учетом индивидуальных особенностей обучающихся [6].

Существует множество способов формирования экологической компетентности.  Наибольшая же эффективность экологического образования в школе может быть обеспечена за счет включения в процессы обучения таких форм и методов, которые ставят школьников в положение исследователей и первооткрывателей. В этой связи, особой перспективностью выделяется  метод проектов. Данный метод нацелен на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Он позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный [8]. Личностная ориентация достигается в нём, во-первых, за счет «продуктивной природы» проектировочной деятельности, выраженной в субъективной новизне «продукта», получаемого в результате ее выполнения. Во-вторых, метод проектов обеспечивает постановку проектанта в субъективную позицию в обучении, в авторскую позицию, что и лежит в основе развития компетентности [4].

Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся [5].

Инструменты стандартной поурочно-классной системы достаточно ограничены и зачастую недостаточны, особенно в условиях сильной занятости педагога. Да и школьникам для более глубокого погружения в проблему зачастую необходимо так называемое внешнее подкрепление. Одним из выходов, значительно расширяющих возможности школы, является выстраивание работы через сотрудничество с общественными организациями.

Примером может служить тесное взаимодействие нашей школы (ГБОУ СОШ №535) с Общественным объединением «Колибри в КАДРе». Оно берет свое начало в 2011 году, когда в школе был создан одноименный Центр ученических инициатив (ЦУИ).  Одной из целей его создания было объединение и развитие ребят разного возраста, которые стремятся к преобразованиям и  развитию (саморазвитию) в области образования, культуры, спорта и досуга.  Исторически сложилось, что наиболее активно стало развиваться эколого-краеведческое направление, а его лидеры, уже окончив школу, вошли в обновленное, уже самостоятельное  общественное объединение. Сейчас «Колибри в КАДРе» — это люди разных профессий, студенты петербургских вузов, а также подрастающее поколение, входящее в Молодежный актив объединения.

В рамках социального партнерства представители объединения проводят (под руководством учителя) тематические экоуроки, акции и фестивали. Одним из очень удачных проектов оказалась серия уроков посвященных Всемирному дню водно-болотных угодий —  «Сестрорецкое болото (к 5-летию заказника)». Он был реализован в феврале 2016 года в рамках городского проекта «Детям о Сестрорецком болоте», организованного Дирекцией ООПТ СПб (рис.1)

Еще одной сферой совместной деятельности школы и объединения является создание просветительского и обучающего материала для школьников: видеоролики, презентации, настольные игры и пр., которые затем могут использоваться на уроках географии и внеурочных занятиях. О качестве материалов может говорить положительная оценка экспертов различных конкурсов и фестивалей, на которых мы регулярно представляем свои работы.

При работе над экопроектами помогает  деятельность «Колибри в КАДРе» в качестве своеобразного посредника между школой и другими общественными организациями, институтами и т.д. Вовлекая школьников в молодежный актив объединения на тот или иной проект, старшие ребята выступают незаменимыми помощниками и консультантами.  Мы регулярно (и достаточно успешно) участвуем в таких событиях как:

— Международный фестиваль экологических фильмов «Зеленый взгляд» (организатор — Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности СПб) (рис.2);

— Международный российско-германский проект «ЭКОвидение» (организатор – Детский экологический центр Водоканала СПб) (рис.3);

— Международный российско-финский проект «Просвещение молодежи в рамках работы Международного центра передовых водных технологий» (организатор – Детский экологический центр Водоканала СПб) (рис.4);

— Конференция «Климат, энергия и среда обитания» (организатор – Общественная экологическая организация «Друзья Балтики» и ГБУ Центр энергосбережения» (рис.5)

— Проекты, организованные Дирекцией особо охраняемых природных территорий СПб (рис.6)

— Районный предметный конкурс «Просторы России» (организатор – ИМЦ Калининского района СПб) (рис.7)

И другие мероприятия.

Ценность взаимодействия школы и общественного объединения заключается не столько в широком охвате экологической тематики (климат, ресурсосбережение, энергоэффективность, ООПТ, устойчивое развитие и т.п.), сколько в преемственности поколений. Получая от старших товарищей новые знания и опыт за время работы над проектами, создавая свой собственный продукт, видя реакцию на него экспертного сообщества, у школьников появляется желание «делиться»: сначала просто похвастаться или показать получившийся ролик, а затем и начать передавать свой опыт и знания другим, становясь на путь распространения экологически ответственного мировоззрения. 

Рис.1.

Рис.2                                                       

Рис.3.

Рис.4

Рис.5

Рис.6

Рис.7

Библиография

1. Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2019 г. № 1228 “О принятии Парижского соглашения”

2. Алексеев С.В.,  «Проект о проектах: о создании информационной базы индивидуальных проектов в области проблем окружающей среды» Журнал «Биология в школе» №1.

3. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Методические рекомендации по реализации экологического образования в Федеральных государственных стандартах второго поколения. М.: Образование и экология, 2011

4. Макоедова А.А. Формирование экологической компетентности старшеклассников в природоориентированной деятельности гимназии: Автореф. на соиск. степ. канд. пед. наук. – Смоленск, 2007

5. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф.пед. кадров/Под ред. Е.С. Полат. М.,2001

6. Примерные программы по учебным предметам. География. 5—9 классы: проект. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2011

7. Ротарь О.В. Основы экологии. Вопросы для самоконтроля. Учеб. пособие / Том. политехн. ун-т.- Томск, 2010

8. Султанова Т.А. Проектное обучение в группе: учебно-методическое пособие / Т.А. Султанова; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2012

9. Шаронова Ю.А. Педагогические условия формирования экологической компетентности сельских школьников в системе дополнительного образования: Автореф. на соиск. степ. канд. пед. наук. — Ульяновск, 2006

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *