Секция №2

Секция №2 «Компетенции специалиста будущего для устойчивого развития России»

УДК 372.857

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРИРОДООХРАННОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ КОЛЛЕДЖА

Ларионова Ирина Александровна

ГБПОУ РМЭ «Торгово-технологический колледж», г.Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, gou-ttk@yandex.ru

Аннотация: Статьяпосвящена реализации системно-деятельностного подхода преподавателем на уроках экологии и во внеурочной деятельности, а также организации природоохранной работы со студентами колледжа. Ключевые слова: системно-деятельностный подход; исследовательский проект; экология;  природоохранная работа; студенты.

I. Larionova (Russia). IMPLEMENTATION OF THE SYSTEM-ACTIVITY APPROACH IN THE ORGANIZATION OF RESEARCH AND ENVIRONMENTAL WORK WITH COLLEGE STUDENTS.

Annotation: The article is devoted to the implementation of the system-activity approach by the teacher at the lessons of Ecology and extracurricular activities, as well as the organization of environmental work with College students.
Keywords: system-activity approach, research project, Ecology, environmental activities, students.

Экологическая доктрина Российской Федерации гласит: «Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья её населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды, для чего необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов». Современное экологическое образование должно давать не только твердые, строго научные знания по предмету, но и оно должно быть направлено на формирование новой системы ценностей, определяющей отношение человека к окружающей среде. Экологическая культура представляет собой совокупность личностных характеристик человека, отражающих его состояние гармонии с природой, социумом и собственным внутренним миром через развитие экологического сознания, эмоционально-нравственного и деятельностно-практического отношения к окружающей среде. Не случайно, в последнее время все большую актуальность приобретает наполнение образования на всех его ступенях экологическим содержанием. Особое внимание экологическому образованию в целях устойчивого развития России  должна уделять и система профессионального образования. Так как  одной из задач молодых специалистов  в области  торговли и общественного  питания является реализация процессов экологического воспитания и  образования, их подготовка к системе сложных взаимодействий между обществом и природой,  то, несомненно,  большое внимание следует уделять формированию экологической культуры будущих технологов общественного питания, менеджеров и специалистов в сфере ресторанного сервиса уже в  процессе их профессиональной подготовки. За время обучения в колледже каждый студент должен не только овладеть целостной и гармоничной системой экологических знаний, но и научиться  следовать законам природы,  соблюдать и не нарушать их, вносить  свой вклад в улучшение качества окружающей среды. Реализация системно-деятельностного подхода преподавателем экологии при организации исследовательской  и природоохранной работы  со студентами колледжа является  одним из главных инструментов формирования экологической культуры и выработки стратегий экологического поведения, правильного  решения хозяйственных и иных проблем в настоящем и будущем.

Экологическое направление – приоритетное направление в деятельности нашего образовательного профессионального  учреждения. Одна из целей, к которой мы стремимся – это создание таких условий для студентов, которые помогут им стать здоровыми, успешными и уверенными в себе, жить в гармонии с собой и с окружающим миром. Среди наиболее важных качеств современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Важная роль при этом отводится таким значимым для формирования и развития личности студентов направлениям, как экологическое образование и исследовательская деятельность. Исследовательская работа раскрывает способности обучаемых, содействует учебной мотивации; самостоятельность в действиях позволяет перейти от уровня «репродукции» к уровню «умений» и «творчества» как критериев знаний. Главными условиями правильной организации исследовательской работы студентов можно назвать следующие: обязательное планирование самостоятельных занятий;  серьезная работа над учебным материалом;  систематичность самих занятий;  самоконтроль.

Не менее значимым является создание педагогических условий, при соблюдении которых исследовательская работа экологической направленности может быть более плодотворной и эффективной.

Задача педагога — дать нужное направление творческому мышлению студента, стимулировать творческий поиск, создавая соответствующие ситуации и условия, дать толчок к систематическому исследованию, анализу, поиску новых, своих собственных путей решения той или иной проблемы. Правильно сформулированные цели и задачи способствуют развитию творческого мышления студентов. В этой связи мною были разработаны методические рекомендации для студентов по выполнению и защите учебного проекта по дисциплине Экология. Методические рекомендации представляют собой подробные инструкции, в которых указаны: этапы работы над учебным проектом; пример индивидуального плана работы  над проектом; основные составляющие учебного проекта; критерии оценивания учебного проекта; общие требования к оформлению презентации; темы учебных проектов по дисциплине ОДП.03 Биология для профессии 43.01.09 Повар, кондитер; приложения. Студенты Торгово-технологического колледжа ежегодно принимают участие в республиканских и межрегиональных фестивалях, конференциях и конкурсах, достойно представляют свои исследовательские проекты экологической направленности. Самыми интересными и значимыми стали такие исследовательские проекты, как «Родной Земли нетленная краса» на VIII студенческой  конференции «Ступень в будущее»; «Невидимый мир моего мобильного» на VII Республиканском  конкурсе проектов «Здоровым быть здорово» среди студентов профессиональных образовательных организаций Республики Марий Эл, Диплом III степени; «Сделай мир лучше! Сдай батарейку — спаси планету!» на республиканском конкурсе студенческих работ  «Закон на защите экологии!»;  «Маршрут донорской крови – от вены до вены…» на республиканском  фестивале студенческого творчества «Фестос-2019», «Быть донором-студентом – это почетно!» на IV Межрегиональной научно-практической конференции, посвящённой Всемирному дню сердца.

Участие в исследовательской деятельности экологической направленности способствует развитию не только  личностных качеств у студента, таких как   ответственное отношение к выбранному делу, силы воли, но и владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, владение специфическими навыками учебного труда  — способности  к самообразованию, нормами и эталонами социальной жизнедеятельности. Если студент будет обладать указанными качествами, то он будет востребованным специалистом в современном обществе, он сможет быстро приспособиться к меняющимся трудовым условиям, сможет  выполнить  работу с оптимальными энергозатратами и будет способным к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию.

Вместе с тем, реализация системно-деятельностного подхода мной осуществляется и при организации природоохранной работы со студентами колледжа. Осознание того, что каждая экологическая акция – это маленький, но важный шаг к спасению окружающей среды, а значит и к решению проблем планеты в целом, что ты не одинок и вместе с тобой весь мир, придает еще больше энтузиазма нашим студентам. Участие во всероссийских акциях и конкурсах также способствует глобализации экологического мышления студентов, пониманию ими того, что Биосфера – наш общий дом, а экологического счастья в одной отдельно взятой стране быть не может по определению. В целях экологического воспитания подрастающего поколения в ГБПОУ РМЭ «Торгово-технологический колледж» разработан эколого-просветительский проект «Молодежь за природу!». Цель проекта – повышение эколого-образовательного и общекультурного уровня молодежи, через приобщение её к разнообразным направлениям природоохранной работы. Задачи проекта:  формирование у обучающихся ответственности, бережного отношения к природе родного края; приобретение навыков в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, проведения лесохозяйственных мероприятий. Результатом эффективности используемых форм экологической работы является то обстоятельство, что студенты колледжа ежегодно активно участвуют во Всероссийской экологической акции, объявленной Федеральным агентством лесного хозяйства «Сохрани лес!», весной и осенью с удовольствием присоединяются  к масштабной Всероссийской экологической акции по посадке леса в рамках акции «Живи, лес!» Цель мероприятия – воспитание бережного отношения к одному из главных богатств страны – российскому лесу, его сохранение, восстановление и приумножение. Так 28 сентября 2019 года студенты Торгово-технологического колледжа вместе с другими участниками — добровольцами разного возраста (около 300 человек) высадили 21 тысячу сеянцев сосны на 7 га территории Куярского лесничества (расчет 3000 сеянцев на 1 га). Сеянцы сосны с закрытой корневой системой были выращены в питомнике Ботанического сада ПГТУ.

12 сентября 2019 года студенты второго курса  участвовали в экологической акции «Чистый берег — 2019». Цель мероприятия – привлечь внимание граждан к необходимости поддержания порядка в местах массового отдыха у воды. Акция МЧС России «Чистый берег» проводится с 2014 года. Ежегодно перед началом купального сезона и после его завершения сотрудники спасательного ведомства и добровольцы убирают мусор на пляжах. Студенты Торгово-технологического колледжа и сотрудники ГУ МЧС России по Республике Марий Эл собрали весь мусор, оставленный на берегу реки Малая Кокшага отдыхающими. В ходе экологической акции «Чистый берег» был наведен порядок на городских пляжах «Центральный» и «Южный».

Природоохранные мероприятия,  в которых бывают задействованы студенты Торгово-технологического колледжа, имеют большое значение для каждого из них. В первую очередь, такие мероприятия  направлены  на воспитание в подрастающем поколении чувства  ответственности и гордости за природу родного края. Данная работа  позволяет не только расширить знания у студентов  о природной среде, и выработать у них убеждение в возможности преодолеть негативные воздействия на природу, но также научить их это делать, создать у них успешный опыт такой деятельности. Положительные изменения, созданные собственными силами, помогают студентам  усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого. Непосредственное участие  студентов нашего колледжа в масштабных мероприятиях, таких же как тысяч граждан большинства регионов нашей страны  — межрегиональной  акции «Сдавайте батарейки правильно!», Всероссийской  акции  «Природа – наш общий дом», Всероссийском  конкурсе «Урок чистой воды», Общероссийской акции «Нашим рекам и озерам – чистые берега», природоохранной акции «Первоцветы»  и др., формирует  нравственное отношение к природе, создает условия для реализации студентами  активной созидательной личностной позиции в экологической деятельности, готовности к самостоятельным продуктивным решениям в ситуациях нравственно-экологического выбора.

Форм организации видов деятельности экологической направленности в нашем колледже множество, это и организация весенних и осенних  субботников «Земля марийская – наш чистый дом!»,  организация конкурсов «Вторая жизнь использованных отходов», викторин к знаменательным датам экологического календаря,  выставок «Дары и краски осени», «Отходы – в доходы», участие в веб-конференциях «Мы живем на Волге», эколого-просветительская работа (радиоинтервью на ВГТРК «Марий Эл» о  привлечении внимания общественности к проблемам состояния природных комплексов, раздельному сбору отходов),  организация сетевого взаимодействия с системой дополнительного экологического образования – Государственным природным заповедником «Большая Кокшага», зоологическим музеем Марийского Государственного Университета, уголком живой природы «Медведевский  мини-зоопарк», Ботаническим садом – ПГТУ, Республиканской детско-юношеской библиотекой им. В.Х.Колумба, Министерством природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл. Активное участие студентов в выше перечисленных мероприятиях повышает уровень их экологической образованности, сознательности и  формирует деятельностно — практического отношение  к природе.

Таким образом, реализуя системно-деятельностный подход при организации исследовательской и природоохранной работы  со студентами, я  взяла  за основу принцип, способный помочь выбрать наиболее эффективный способ обучения детей: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь». На мой взгляд, поставленные задачи успешно реализуются посредством взаимодействия студентов с природной средой и социумом.

Библиография:

1.Акимова Т. А. Экология. Человек — Экономика – Биота — Среда: Учебник для вузов -2-ое изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000 — 566 с.

2.Васильева В.Н. Формирование экологического мышления в процессе образования // Серия “Symposium”, Инновации и образование , Выпуск 29 / Сборник материалов конференции Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское философское общество, 2003. C.273-287.

3.Дзятковская Е. Н. Ключевые противоречия экологического сознания как критерий отбора содержания экологического образования. //Экологическое образование — № 2, 2010 – с. 24 – 30

4.Дзятковская Е. Н. План–конспект развивающего занятия экологической направленности. //Экологическое образование — № 4, 2010 – с. 9– 13.

Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н. Государственный образовательный стандарт: новая функция экологического образования. //Экологическое образование. — № 4, 2009 – с. 6 — 10

О Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010). //Экологическое образование. — №4, 2010 – с. 3 – 8.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *