Секция №1

Секция №1 «Объединение усилий по поиску инновационных форм и содержания экологической работы в системе общего и дополнительного образования»

         УДК 37

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ РЕАЛИТИ-КВЕСТ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Лемешев Павел Николаевич

ООО «Газпром трансгаз Томск», г. Томск, pnlen@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена вопросу экологического образования и повышения экологической культуры в современной игровой форме.

Ключевые слова: экологическая культура, экологическое просвещение, реалити-квест.

P. Lemeshev (Russia). ECOLOGICAL QUEST REALITY GAME AS A TOOL FOR INCREASING ENVIRONMENTAL CULTURE FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Annotation: The article considers the issue of ecological education and increasing environmental in the form of game.

Keywords: ecological culture, ecological education, quest room.

Идеей представленного проекта является просвещение через игру. Причём игру, ориентированную не только и не столько для детей, сколько для широкой возрастной категории.

Работники предприятий не всегда в полной мере осознают важность соблюдения природоохранных норм. Проект направлен на воспитание просвещенности в области экологии и бережного отношения к природе.

В октябре 2017 года в рамках Года экологии на молодёжном семинаре ООО «Газпром трансгаз Томск» Общественным молодёжным объединением для сотрудников Общества впервые была организована игра – Экологический реалити-квест.

Цели проекта: приобщить молодых работников к вопросам экологии, расширить их знания в области охраны окружающей среды, обратить внимание молодёжи не только на экологические проблемы, но и на важность сохранения природы, сформировать бережное отношение к природным ресурсам в игровой форме с помощью технологии реалити-квеста, научиться работать в команде, совместно решать поставленную задачу.

Целевая аудитория проекта – более 3500 молодых работников в 14 Субъектах РФ на территории присутствия ООО «Газпром трансгаз Томск», а также ученики Газпром-классов и студенты вузов.

Реалити-квесты на сегодняшний день являются популярным направлением досуга молодёжи. Обычно это игра определённой тематики, для прохождения которой необходимо последовательно решать различного рода головоломки. Прототипами квестов становятся известные компьютерные игры, фильмы, книги.

Экологический квест – это масштабная обучающая игра в популярном формате реалити-квеста, рассчитанная на широкую возрастную аудиторию, направленная на расширение знаний в области экологии, а также на эрудицию и логику. Игра является командной и рассчитана на прохождение за три часа для не более пяти команд одновременно. Состоит она из 9 этапов: 5 локаций и 4 промежуточных заданий, посвящённых крупным экологическим проблемам и бедствиям на планете Земля. Игрокам предстоит решать головоломки, задачи, открывать замки и механизмы, находить секреты, читать зашифрованные послания экологической тематики.

При проведении организаторами создаётся реалистичный антураж локаций путём использования реквизита, декораций, видео- и аудиоматериалов и спецэффектов.

По сюжету игры участникам предстоит выбраться из запертой комнаты в городе Припяти в момент аварии на Чернобыльской АЭС, узнать о проблемах влияющих на исчезновение популяций в животном мире, спасти лес Амазонки от вырубки, потушить пожары в Австралии, очистить воду — проводя химические опыты, разобраться в проблеме разрушения озонового слоя, спастись с нефтяной платформы в Мексиканском заливе, изучить историю иссушения Аральского моря, справиться с  опасными отходами на свалке в Индии.

На локациях использованы различные головоломки, книги-шкатулки и тайники, морзянка, ребусы, химические эксперименты, сейфы и криптексы, стереограммы, лабиринты, невидимые чернила, а также промежуточные задания между локациями на листах, примеры которых вы также видите на слайдах, и многое другое.

Механизм реализации заключается в следующих этапах:

– определение общей концепции квеста;

– разработка сценария (схемы) каждой локации: составление заданий и связка их в общую последовательность;

– разработка сценария и логистики в целом квеста; за основу взят принцип «кругосветки»;

– разработка системы оценки команд;

– определение группы организаторов квеста: модераторов локаций и кураторов команд, распределение ролей и функций;

– подготовка реквизита, декораций, аудио и видеоматериалов, раздаточного печатного материала;

– проведение тестирования квеста;

– сбор команд и непосредственное проведение квеста.

Для проведения квеста требуется набор реквизита в соответствии со сценарием и тематикой каждой конкретной локации. При проведении обеспечивается реалистичный тематический антураж путём использования декораций, плакатов, аудио-видео материалов, спецэффектов, стиля изложения легенды. В зависимости от условий проведения состав реквизита может отличаться.

         Игра проходит на командное первенство. Оценка прохождения каждой локации оценивается по бальной системе в соответствии с такими критериями, как, время прохождения, количество использованных подсказок, успешность решения отдельных заданий квеста, активность и инициатива отдельных участников, эрудиция участников, умение работать в команде.  

Данный проект это уникальное решения для организации обучающей игры, существует возможность проведения квеста в любой организации, не только в ПАО «Газпром». Проект также является абсолютно бесплатной франшизой.

Проект был реализован Общественным Молодежным Объединением ООО «Газпром трансгаз Томск». Количество модераторов локаций и кураторов команд зависит от количества участников, максимальное количество задействованных в организации людей – 10 чел. Наличие специальных знаний и компетенций не требуется.

Игра неоднократно проведена для молодых работников общества и учеников Газпром класса (10-11 классов) ООО «Газпром трансгаз Томск». Получены много восхищённых отзывов от участников и положительная оценка экспертов в области экологии и охраны окружающей среды.

Проект занял II место на международном конкурсе среди организаций на лучшую систему работы с молодёжью в 2017 году (г. Югорск). В 2018 году признан победителем Национальной экологической премии имени В.И. Вернадского в номинации «Экологическое образование в интересах устойчивого развития». Вручение «Национальной экологической премии имени В. И. Вернадского» состоялось 17 декабря 2018 в Москве.

В процессе образования, воспитания и просвещения формируется экологическая культура, и, как следствие, морально-этическая основа отношения человека к природе. Опыт проведения представленного реалити-квеста наглядно показал, что экологическое просвещение через неформальное общение в игровой форме способствует популяризации охраны окружающей среды и формированию экологической культуры в обществе.

4 Comments

  1. Елена

    Подскажите, где можно посмотреть методику проведения игры, чтобы использовать в своей работе

  2. Елена

    Подскажите, где можно посмотреть методику игры

    1. admin

      Добрый день!
      Свяжитесь с автором доклада для получения оперативного ответа, его электронный адрес указан в описании доклада.

      1. admin

        Добрый день!
        Свяжитесь с автором доклада для получения оперативного ответа, его электронный адрес указан в описании доклада.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *