Секция №2

№2 «Компетенции специалиста будущего для устойчивого развития России»

УДК 37.03

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТОВ: НА ПУТИ К «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКЕ

Ходоченко Анастасия Викторовна

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г.Ростов-на-Дону,  anastasia.kh61@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются основные направления и возможности разработки образовательных программ с компетенциями устойчивого развития. Переход к «зеленой» экономике должен стимулировать заинтересованные стороны, особенно работодателей, к привлечению специалистов, обладающие навыками и знаниями в области устойчивого развития. В этих условиях особое значение приобретают вузы, способствующие формированию ключевых компетенций и внедрению экологических инициатив в образовательный процесс, тем самым, способствуя повышению устойчивости экономики и самого университета. Вовлеченность молодежи в реализацию принципов устойчивого развития одна из важнейших задач современности. Реализация модели «зеленой» экономике невозможна без сформированной экологической культуры населения, в том числе студентов.

Ключевые слова: устойчивое развитие; высшее образование; экология; компетенции; «зеленая» экономика; «зеленый» вуз.

A. Khodochenko (Russia). SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF UNIVERSITIES: TOWARDS A GREEN ECONOMY

Annotation: The article considers the main directions and possibilities of developing educational programs with sustainable development competencies. The transition to a green economy should encourage stakeholders, especially employers, to attract professionals with skills and knowledge in the field of sustainable development. In these conditions, the universities that contribute to the formation of key competencies and the introduction of environmental initiatives in the educational process, thereby contributing to the sustainability of the economy and the university itself, acquire special importance. The involvement of young people in the implementation of the principles of sustainable development is one of the most important tasks of our time. Implementation of the model of the green economy is impossible without the formed ecological culture of the population, including students.

Keywords: sustainable development; higher education; ecology; competence; green economy; green university.

Образовательные учреждения, в частности высшие учебные заведения, играют фундаментальную роль по достижению устойчивого развития. Международные организации признают роль образования в построении современного общества, основанного на ценностях справедливости. Всемирная организация ЮНЕСКО подчеркивает, что «образование в интересах устойчивого развития дает людям возможность изменить то, как они мыслят и работают в направлении устойчивого будущего…Речь идет о включении вопросов устойчивого развития, таких как изменение климата и биоразнообразие, в преподавание и обучение» [4].

Многие эксперты отмечают, что университеты играют важную роль в обеспечении будущих специалистов необходимыми навыками, способных дать ответы на современные вызовы. Вуз способен оказать помощь студентам в том, чтобы стать ответственным и активным гражданином своего общества, с четким видением будущих проблем устойчивости.

Интегрируя принципы устойчивого развития в учебные программы, студенты получат знания и навыки, необходимые в новой бизнес-среде. Тем не менее, проблема заключается в том, что образование по устойчивому развитию отличается от традиционных программ из-за широкого междисциплинарного содержания. Следовательно, необходимы новые подходы к обучению.

Существуют разные пути относительно того, как компетенции, связанные с устойчивым развитием, могут быть включены в программу высшего образования. Выделяют два метода – горизонтальная интеграция (включение устойчивости в разные курсы на протяжении всей учебной программы) и вертикальная интеграция (добавление новых курсов к существующим) [5]. К примеру, на вариативном курсе предлагается более подробное изучение экологических вопросов: структура экосистемы, основные понятия, глобальные проблемы окружающей среды и т.д. Основное внимание уделяется вопросам экологии и воздействия человека на окружающую среду.

Разработка специальных курсов или дисциплины по устойчивому развитию в вузе проходит через институциональный, учебный и инструментальный уровни (см. рис.1).

Выпускники должны осознавать свою ответственность за состояние окружающей среды и за последствия своих действий по отношению к ней, что составляет основу экологического мышления.

Современные образовательные программы по устойчивому развитию должны содержать междисциплинарный характер. Выпускники, которые будут компетентны в исследовании и в решении поставленных задач, способны применять знания и навыки для анализа существующих проблем в области устойчивого развития, разрабатывать и реализовывать программы и мероприятия по достижению эффективных решений в трудовой среде.

Специалисты с компетенциями устойчивого развития обладают организаторскими навыками и на практике способны генерировать экологические идеи, которые приветствуются многими крупнейшими компаниями, которые стремятся адаптироваться к возможностям и потребностям современного общества, при этом сохраняя природную среду.

Далее представлено авторское видение компетенций устойчивого развития и их раскрытие в результатах обучения (см. табл.1).

Таким образом, в процессе формирования компетенций в профессиональной среде вуз поддерживает устойчивые отношения между людьми и окружающей средой и является важным инструмент для достижения глобального устойчивого развития.

«Экологизация экономического мышления предполагает достижение социально-политического консенсуса в отношении важности устойчивого использования природного, человеческого и экономического капитала. В вопросах принятия решений, касающихся инвестиций, потребления и производства, одним из важнейших факторов станет менталитет субъектов, определяющих характер экономики…» [1].

Процесс перехода к «зеленой» экономике в значительной степени связан с рядом задач в области образования. Во-первых, необходимо внедрение экологических навыков в образовательную программу. Во-вторых, следует повысить уровень информированности студентов о проблемах окружающей среды. В-третьих,  поощрять участие в общественной деятельности вуза.

Например, образовательные программы «зеленой» экономики  будут обучать знаниям, умениям и навыкам в области устойчивого развития, особенно экологическому аспекту, для защиты окружающей среды от техногенных и антропогенных воздействий вредных веществ.

Тренд на «зеленую» экономику создаст в стране миллион новых рабочих мест в ближайшие годы. Следовательно, возрастет спрос на новые умения и навыки, а значит, и на новые профессии. Согласно исследованию National Geographic, в ближайшее время в мире будут актуальны следующие 11 «зеленых» профессий: городской садовод (уменьшение загрязняющих веществ в атмосфере путем сокращения транспортных средств); специалист по качеству воды (постоянный мониторинг качества водных объектов); инженер «зеленого» транспорта (разработка и обслуживание электромобилей); специалисты по переработке (развитие циклической экономики); ученые-естественники (исследование воздействия человека на природу); «зеленые» строители (энергоэффективные, недорогим и экологичные дома); специалисты по обслуживанию солнечных батарей; дизайнеры (урбанисты, архитекторы и специалисты по ландшафтному дизайну); рабочие волновой энергетики (океанские волны — перспективный источник энергии); рабочие ветряных электростанций и биоэнергетики [2].

Сегодня во многих вузах России функционируют «зеленые» сообщества, ассоциации и т.д. Тем самым, экологические инициативы уже успешно реализуются в системе образования. Студенты вносят вклад в устойчивое развитие, сокращают свой экологический след, создают экоклубы и повышают рейтинг вуза [3]. Однако экологическое просвещение требует более масштабного внедрения в образовательный процесс во все вузы страны.

Помимо студенческих экоклубов, в «зеленом» вузе – модель «зеленой» экономики на базе университета – должна функционировать специальная комиссия по экологическому развитию, которая состоит из преподавателей, студентов и постоянного административного аппарата. Основная цель – разработка проектов и решение экологических проблем во всем вузе. Университеты должны сосредоточить внимание на внутренних возможностях по продвижению целей устойчивого развития и созданию экологически чистой образовательной среды. Инициативы «зеленого» вуза могут быть представлены в следующих проектах: экологическое строительство учебных корпусов, использование возобновляемой энергии, повторное использовании и правильная утилизация отходов, мероприятия по повышению информированности об экологических проблемах и т.д. На рисунке 2 представлено поэтапное формирование концепции устойчивого развития в рамках университетской среды.

Исходя из актуальности экологических проблем современного общества, необходимо продвигать компетенции устойчивого развития, которые направлены на эффективное применение навыков, знаний и компетенций, демонстрирующие приверженность к «зеленой» экономике не только с точки зрения окружающей среды, но и общественных ценностей, направленных на развитие будущих поколений.

Так, важную роль в обеспечении экологическими навыками любой профессии для достижения экологически устойчивой модели производственной деятельности играют учебные учреждения, среди которых особо выделяются учреждения высшего образования. Перед любым вузом стоит задача укрепления своих позиций в области устойчивого развития с помощью интегрирования устойчивых компетенций в свои учебные планы. В тоже время, только при совместном сотрудничестве, с другим университетами, организациями и правительством, возможно достичь полного совершенствования имеющихся навыков и включения изучения проблем устойчивого развития в предметные области образования.

Библиография

1. Европейская экономическая комиссия Региональное совещание по подготовке к Конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию Е/ECE/RPM/2011/5Переход к «зеленой» экономике: роль образования в интересах устойчивого развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cawater-info.net/green-growth/files/ece-rpm-5-r.pdf (дата обращения: 02.10.19)

2. На службе у Земли: 11 перспективных профессий «зеленой» экономики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/trends/green/5d663b0a9a79472c507ef793 (дата обращения: 05.10.19)

 3.  Экологические инициативы в российских вузах. Успешные практики и руководство к действию — М., 2019. — 60 с.

4. ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://en.unesco.org/themes/education-sustainable-development (дата обращения: 02.10.19)

5. Eizaguirre A., García-Feijoo M., Paul Laka J. Defining Sustainability Core Competencies in Business and Management Studies Based on Multinational Stakeholders’ Perceptions. Sustainability.  –2019, №11, 21 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *