Секция №1

Секция №1 «Объединение усилий по поиску инновационных форм и содержания экологической работы в системе общего и дополнительного образования»

УДК 374

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Лукашина Ольга Александровна

МАУДО «СЮН  «Патриарший сад», г. Владимир, Владимирская областьolgaluckashina@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается роль учреждения дополнительного образования естественно-научной направленности в развитии экологической культуры личности подрастающего поколения. Описаны педагогические условия развития экологической культуры школьников в системе дополнительного естественно-научного образования.

Ключевые слова: экологическая культура; образовательная организация дополнительного образования; дополнительное естественно-научное образование; педагогические условия; воспитательный потенциал; воспитательное пространство.

О.  Lukashina (Russia). PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL CULTURE OF SCHOOLCHILDREN IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION OF NATURAL AND SCIENTIFIC ORIENTATION.

Annotation: The article considers the role of the institution of additional education of natural science orientation in the development of environmental culture of the younger generation. Pedagogical conditions of development of ecological culture of schoolchildren in the system of additional natural science education are described.

Keywords: ecological culture; educational organization of additional education; additional natural-scientific education; pedagogical conditions; educational potential; educational space.

Решение вопросов устойчивого развития общества неразрывно связано с формированием экологической культуры населения. В развитии экологической культуры  ключевая роль отводится экологическому образованию и воспитанию, значимость которых отражается в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,  Концепции развития дополнительного образования детей, ФЗ «Об охране окружающей среды». Анализ исследований по выявлению сущности  категории «экологическая культура» показывает множественность подходов к ее трактовке, но многом учёные  сходятся, что экологическая культура  является неотъемлемой частью общечеловеческой культуры личности  и выступает как комплекс нравственно-этических ценностей и деятельностных принципов в создании гармоничных отношений в системе «человек – общество – окружающая среда» (С.Д. Дерябо, И.Д. Зверев, В.В. Сериков, Н.А. Рыков, В.А. Ясвин, И.В. Цветкова, и др.) [2]. 

Особое место в экологическом воспитании и образовании отводится системе дополнительного образования естественно-научной направленности, которая позволяет создать каждому обучающемуся достойные условия для формирования научного мировоззрения, практических навыков в области природопользования и охраны природы, развития экологического сознания,  активной позиции личности в решении различных проблем в соответствии с ее актуальными потребностями в гражданском обществе, развития у детей и подростков исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы и взаимосвязей между ними.

Фундаментом современного дополнительного образования естественно-научной направленности считается богатое наследие юннатского движения, с которого и началось становление государственной системы дополнительного образования детей в нашей стране. В рамках юннатского движения сложилась развитая инфраструктура, представленная сетью станций юных натуралистов, детских эколого-биологических центров  и других профильных организаций дополнительного образования регионального и муниципального уровней [1,3].

Одним из старейших учреждений системы дополнительного образования города Владимира является муниципальное автономное учреждение дополнительного образования г. Владимира «Станция юных натуралистов «Патриарший сад», которое выступает ресурсным центром организации естественно-научного образования детей и подростков. В качестве ведущих направлений деятельности образовательной организации является развитие экологической, натуралистической, природоохранной, культурно-досуговой, туристской деятельности в городе в целях воспитания многогранной личности. Историческая, природная, социо-культурная значимость территории «Патриаршего сада», известного в историографии еще с 16 века, позволяет создать условия для формирования здоровьесберегающей, экологически комфортной, развивающей среды воспитания и социальной адаптации обучающихся. Сад юннатов находится в историческом ядре  города Владимира и является уникальной зеленой лабораторией площадью 4 га, имеющей  богатейшую коллекцию  растений, насчитающую более 1000 видов, форм сортов. Известный краевед Михаил Петрович Шилов  назвал «Патриарший сад» геоположительным уголком, который Землей и талантом людей как будто специально создан для воспитания детей.

Основным приоритетным направлением деятельности МАУДО «СЮН «Патриарший сад» является развитие мотивирующего экологически ориентированного воспитательного пространства, направленного на формирование устойчивой мотивации профессионального самоопределения детей и молодежи, интегрирующего историко-культурный потенциал региона и познавательную, исследовательскую, краеведческую и трудовую деятельность субъекта учебно-воспитательного процесса.

Развитие экологической культуры личности подростков является целенаправленным процессом, эффективность которого во многом зависит от определённых педагогических условий. Педагогические условия  определяются как совокупность мер (методов, форм, технологии и др.) в учебно-воспитательном процессе, обеспечивающие достижение целей обучения и воспитания, усвоения обучающимися культурных ценностей (В. И. Андреев, З.М. Филатова, М.В. Зверева, Н.М. Борытко, А.Я. Найн).

Рассматривая экологическую культуру учащихся как совокупность экологических знаний, нравственно-этических ценностей, активной позиции личности в решении проблем по сохранению окружающей природной среды, считаем, что ее развитие  в учреждении дополнительного естественно-научного образования будет эффективным, если целенаправленно создаются такие педагогические условия:

  • формирование системного экологического знания осуществляется на основе междисциплинарного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов и через экологизацию  программ  дополнительного образования;
  • используется система современных педагогических форм, методов и средств в соответствии с природными и историко-культурными особенностями региона, способствующая становлению высокой экологической культуры обучающихся;
  • воспитательно-образовательный процесс дополнительного естественно-научного образования подростков интегрирует познавательную, экологическую, природоохранную, туристско-краеведческую, проектную, исследовательскую, творческую, добровольческую деятельности;
  • воспитательно-образовательная среда учреждения дополнительного образования характеризуется полисубъектностью.

Выполняя первое условие, образовательная организация интегрирует более 100 объединений естественно-научной направленности на основе освоения обучающимися 30 экологизированных практикоориентированных дополнительных общеобразовательных программ. В организации экологической работы учащихся применяются системно-деятельностный, практико-ориентированный, исследовательский подходы в единстве принципов преемственности, интерактивности, динамичности, событийности. В качестве приоритетной формы организации учебно-воспитательного процесса обучающихся выступает научно-исследовательская, экспедиционная и проектная (в том числе социальное проектирование) деятельность, связанная с изучением флоры и фауны региона, рационального природопользования и исследованиями в области агроэкологии. Для учащихся образовательных учреждений города  организована «Школа юного эколога». Центр компетенций «Компас» решает задачи ранней профориентации и овладение основами профессий будущего.

Современные форматы образовательно-воспитательной деятельности: фестивали, слёты, полевые практикумы, социальное проектирование, тимбилдинг, интерактивные экскурсии, квест-игры, практикоориентированные занятия, занятия–исследования, мастер-классы, геокешинг, реконструкция исторических событий, флешмобы в организации природоохранных акций являются мощными инструментами экологического воспитания молодого поколения.

Реализуя программу природоохранной деятельности «В гармонии с природой!», учащиеся разрабатывают социально значимые проекты  и осуществляют их в течение учебного года и летних тематических смен, в том числе совместно с Единой дирекцией  ООПТ Владимирской области. Объединение усилий детей и молодёжи, педагогического и научного сообщества в решение проблем охраны, защиты и восстановления окружающей среды происходит посредством действующих в учреждении детских экологических патрулей. Проведение профильных смен, образовательных площадок  в каникулярное время  позволяет сделать экологическое образование непрерывным и существенно повышает уровень экологической грамотности.

Особую значимость в развитии экокультуры имеетвовлечение обучающихся соревновательно-конкурсную деятельность различного уровня, в том числе связанной с ключевыми направлениями НТИ:Юннат, Реактор, конкурс юных исследователей окружающей среды, фестиваль Земле жить!, Подрост, Зеленая планета, Зеркало природы, Открытый мир. Старт в науку, Зеленые технологии глазами молодых, Российский национальный водный конкурс, Моя малая Родина и др.

Туристско-краеведческое направление объединяет задачи повышения интеллектуального, духовно-нравственного уровня личности, формирования метапредметных умений. Это достигается такими организованными формами как: организация школы юного экскурсовода, экскурсий для жителей и гостей города Владимира, системы «живых уроков» как комплекса образовательно-воспитательных маршрутов, форма интеграции образования и туризма, призванная интерактивно, живо познакомить школьников с природным, национальным наследием региона, созданием музея юннатского движения Владимирской области, владимирского садоводства и огородничества .

Художественно-эстетическая компонента направлена на формирование у обучающихся эстетических чувств, эмоционального отношения к окружающему миру, развитие творческого мышления, которое  реализуется через знакомство и сохранение традиций народного творчества, организацию и проведение  русских традиционных праздников («Русская масленица», «День птиц», «Всемирный день охраны окружающей среды», «Цветы России», «Вишневый спас», «Праздник Урожая»), а также инновационных, таких как «Тайны купальской ночи», «Капустные гуляния», «Цветочный калейдоскоп», и др.

Трудовое воспитание выступает неотъемлемой частью в формировании единого развивающего пространства, в которые включены трудовые агроэкологические объединения школьников, студентов города, волонтерские отряды, трудовые десанты. Созидательная трудовая деятельность, несомненно, способствует получению практических навыков в области садоводства, ландшафтного дизайна, прогрессивного растениеводства, ресурсосбережения и формирует опыт социального взаимодействия, адаптации к трудовой деятельности.

В настоящее время важнейшей составляющей педагогического процесса является интеграция воспитательного пространства: учреждения дополнительного образования,  школы, семьи, микро- и макросоциума [4].

С этих позиций отметим, что интеграция позволяет реализовать механизм взаимодействия семьи и образовательной организации в части:

  • просвещения по вопросам экологического образования и воспитания, психологии и педагогики;
  • обеспечения совместной продуктивной и значимой деятельности: совместное участие при подготовке и проведении в массово-натуралистических мероприятиях, юннатских праздников, выставок, открытых творческих отчетов, конкурсов, экспедиций, в проектной, опытнической и научно-исследовательской деятельности;
  • выявления и использования в практической деятельности позитивного опыта семейного экологического воспитания;
  • организации семейного отдыха и досуга.

Включение семьи как активного субъекта в воспитательно-образовательную среду учреждения дополнительного образования качественно изменяет условия формирования экологической культуры личности.

В социальном становлении личности детей и подростков и многогранном проявлении общественной и гражданской позиции особое место занимает деятельность  детского общественного объединения «СТРИЖ» (содружество талантливых, решительных, инициативных жизнетворцев). Социально и личностно значимая деятельность «эколят»,  экодрузей» и  экогвардейцев» дает тот опыт социального взаимодействия, который позволит обучающимся успешно адаптироваться и самореализоваться в условиях постоянно меняющегося общества.

Особую роль в совершенствовании воспитательных возможностей станции юных натуралистов  занимает социальное партнерство с научно-исследовательскими учреждениями, государственными и общественными природоохранными организациями, учреждениями культуры, детскими и юношескими общественными организациями, Вузами  области и страны. Так  совместно с  Владимирским государственным университетом  им А.Г. и  Н.Г. Столетовых создано уникальное выставочное пространство в рамках реализации научно-образовательного  проекта «Ожившая история Владимира на Клязьме».

Таким образом, система дополнительного образования обучающихся естественно-научной направленности, использующая ресурс историко-культурного и природного потенциалов региона, содержит востребованный воспитательный потенциал в части развития экологической культуры  личности и самореализации подрастающего поколения.

Библиография

  1. Бруднов А.К. Современные ориентиры дополнительного образования детей // Организация опытно-экспериментальной работы по проблемам развития системы дополнительного образования детей: Приложение к журналу «Внешкольник». – М., 1997. – Вып. 3.
  2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология.– Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. – 480 с.
  3. Каплан Б.М. О современном содержании естественнонаучной направленности в дополнительном образовании детей //Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: Материалы Международной научно-практической конференции. – Н.Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2015. – С. 357–361.
  4. Новикова, Л. И., Соколовский, М. В. Воспитательное пространство как открытая система (Педагогика и синергетика) [Текст] /Л. И. Новикова, М. В. Соколовский // Общественные науки и современность. – 1998. № 1. – С. 132–134.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *