Секция №2

Секция №2«Компетенции специалиста будущего для устойчивого развития России»

УДК 378.141.4 : 338.12

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРА-ЭКОЛОГА

В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ ДЕКОМПОЗИЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УКЛАДА

Козачек Артемий Владимирович

Ассоциация «Объединенный университет имени В.И. Вернадского»,

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»,

г. Тамбов, Тамбовская область, artem_kozachek@mail.ru

Аннотация: В статье рассмотрены особенности проектирования содержания профессиональной подготовки инженера-эколога в вузе с учетом декомпозиции элементов технологических укладов.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, содержание подготовки, проектирование, инженер-эколог, принятие природоохранных решений, технологический уклад, декомпозиция.

A. Kozachek (Russia). Peculiarity OF THE ENGINEER-ECOLOGIST PROFESSIONAL TRAINING CONTENT DESIGN AT THE UNIVERSITY BY DECOMPOSITION OF THE TECHNOLOGICAL WAVE ELEMENTS.

Annotation: the article deals with the features of designing the content of professional training of environmental engineer in the University, taking into account the decomposition of elements of technological structures.

Keywords: professional training, content of training, design, environmental engineer, environmental decision-making, technological structure, decomposition.

Обосновывая объект профессиональной деятельности инженера-эколога как открытую и сложную систему, можно выделить основную функцию инженера-эколога в этой системе как принятие оптимальных решений, способствующих эффективному восстановлению отдельных нарушенных компонентов системы и удержанию их в равновесии.

В настоящее время существует целый ряд интересных работ, посвященных анализу процессов в деятельности инженера-эколога и представлению их как процессов принятия решений.

Например, профессора Университета Висконсина (США) P. Mac Berthouex и Dale F. Rudd в 1977 году предложили алгоритм решения инженером-эколо­гом экологических и технических задач. В обобщенном виде этот алгоритм включает в себя такие стадии, как анализ окружающей среды как системы, анализ потоков материалов, анализ потоков энергии, составление материального и энергетического баланса потоков ресурсов, отходов и энергии между общественной и природной подсистемами; изучение политики в области охраны окружающей среды, создание комплексных систем контроля состояния окружающей среды, анализ методов химической обработки отходов, анализ методов биологической обработки отходов, анализ методов разделения отходов, выбор способов обезвреживания отходов. Особое значение P. Mac Berthouex и Dale F. Rudd придают учету инженером-экологом социальных факторов как более важных, чем экономические [1].

Дж. Джефферс, разработавший методологию системного анализа в экологии, предложил считать главной функцией инженера-эколога принятие решений на основе системного анализа, включающего такие этапы, как выбор проблемы, постановка задачи и ограничение степени ее сложности, установлении иерархии целей и задач, выбор путей решения задач, моделирование, оценка возможных стратегий, внедрение результатов [2].

Э.А. Вебер в своей работе вводит понятие оптимального выбора человеческим обществом варианта устойчивого развития общества. При этом важнейшей особенностью в экологической деятельности автор называет его способность принимать природоохранные решения, делать это оперативно и предвидеть результат принятия решения [3].

По мнению K.N. Brooks, P.F. Ffolliott и H.M. Gregersen, инженер-эколог должен уметь идентифицировать экологические проблемы и распределять их по объектам профессиональной деятельности, разрабатывать альтернативные решения указанных проблем и выбирать из них наиболее оптимальное [4].

Одновременно английский ученый M. Newson, также рассматривая объект инженерно-экологической деятельности как систему, предложил считать более перспективным деятельность инженера-эколога по экологическому контролю в рамках работы специализированных правительственных агентств. Здесь он выделил две главные функции инженера-эколога: «upstream controls» (подразумевая здесь контроль климатических изменений в атмосфере, интенсивности использования почв и изменения ландшафтов) и «downstream controls» (включая сюда контроль интенсивности использования наземных водных ресурсов, грунтовых и подземных вод и их загрязненности) с обязательным учетом социальных и экономических факторов в исследуемой системе в целях обеспечения устойчивого использования природных ресурсов [5].

Н.С. Попов (с соавторами) считает, что главным элементом профессиональной работы инженера-эколога с природо-промышленными системами необходимо рассматривать процесс принятия им решений, смыслом которого является трансфор­мация полученной инженером-экологом информации в некий конечный результат, представляющий собой различные стратегии экологического управления [6]. В рамках этой проблемы была предложена актуальная стратегия комплексного принятия решения профессиональных инженерно-экологических задач, учитывающая необходимость постановки комплексной природоохранной задачи, разработки и имитационного моделирования сценариев ее решения, принятие технологических и управленческих решений с учетом социальных и юридических требований, требований технических регламентов и стандартов по охране окружающей среды [7].

Профессор Российского государственного технологического университета (МАТИ) им. К.Э. Циолковского, доктор физико-математических наук Л.А. Муравей и ведущий научный сотрудник Института биологии развития Российской академии наук, доктор биологических наук, профессор Ю.Г. Юровский (с соавторами) отмечают, что одной из важнейших профессиональных задач инженера-эколога является принятие решений как в условиях неопределенности. По мнению авторов, инженер-эко­лог в процессе принятия решений должен опираться на системный анализ и уметь использовать в своей профессиональной деятельности оптимизационные и игровые методы, методы математического моделирования и управления в экологии, что позволит ему разрабатывать необходимые стратегии управления экологическими системами [8].

Таким образом, указанные авторы определяют процесс принятия инженером-экологом через выстраивание внутренних компонентов и действий данного процесса, таких как системный анализ, моделирование и т.д. Однако, к сожалению, практически ни один из авторов не рассматривает внешние технологические факторы, влияющие на принятие решений настолько определяюще, что без их учета зачастую невозможно добиться необходимой эффективности профессиональной деятельности инженера-эколога. При этом в современном высокотехнологическом мире неправильный учет или отсутствие учета технологических факторов может вызвать принятие ошибочных природоохранных решений, не соответствующих ни особенностям сегодняшних более сложных, токсичных и зачастую не всегда научно объясненных процессов негативного воздействия новых технологий на окружающую природную среду, ни возможностям, предоставляемым инновационными техническими методами и устройствами для реализации процессов охраны окружающей природной среды.

Поэтому в данной статье нами поставлена задача рассмотреть особенности внешних технологических факторов в их влиянии на принятие природоохранных решений и на соответствующее наполнение содержания процесса образовательной подготовки инженера-эколога в вузе.

Выражая согласие с мнением перечисленных ученых, под профессиональной деятельностью инженера-эколога будем понимать процесс поиска и реализации комплексного решения профессиональных задач, прежде всего с точки зрения управления экологической ситуацией, основанный на способности принятия специалистом правильных решений, умении быстро ориентироваться в ситуации и приспосабливаться к меняющимся условиям профессиональной деятельности, а также на профессиональных, физиологических и психологических характеристиках специалиста, обеспечивающих саму возможность деятельности и выполнения задач.

В нашем понимании профессиональная задача инженера-эколога – это комплекс сложившихся или вновь возникших требований к состоянию окружающей среды и ее конкретных элементов, функционирующих на определенном интервале времени и определенной территории, выполнение которых за счет реализации адекватных технологическому укладу природоохранных мероприятий позволит обеспечить правильное и эффективное решение конкретных экологических проблем (выпуск экологически чистой продукции, обеспечение необходимого качества среды обитания, энергоресурсосбережение, безопасность технологии и т.д.).

К настоящему времени существует множество работ, обосновывающих природоохранные технологические решения как в комплексе, так и по отдельности. Однако, их главным недостатком является практически полное отсутствие их ориентации на систему технологических укладов. Зачастую природоохранные технологические решения рассматриваются исключительно через призму ранее разработанных математических, физических, химических, биологических и инженерных концепций, систематизированных, как правило, через технические классификации, например, по способу применения, длительности воздействия, конструкционным параметрам.

По нашему мнению, профессиональные задачи специалист может решать лишь при условии понимания им структуры и организации только начинающегося шестого и предстоящего седьмого технологических укладов. Применительно к проблеме принятия инженером-экологом природоохранных технологических решений каждый технологический уклад в целом важен двумя основными моментами. Первый момент обусловлен тем, что используемые в текущем технологическом укладе технологии, производства и существующие отрасли становятся источником негативного воздействия (истощения природных ресурсов, загрязнения окружающей природной среды и техногенного нарушения природных территорий) именно в том роде, какого рода и сами используемые технологии. Иначе говоря, например, биотехнологии являются основой не только для развития медицины и пищевой промышленности, но и становятся источником, в том числе, заражения сельскохозяйственных посевов генно-модифицированными агрокультурами, загрязнения природы совершенно новыми биоотходами биотехнологической промышленности с неизвестными ранее свойствами и т.д.

С другой стороны (второй момент), каждый новый технологий уклад дает возможность использовать применяемые в нем инновационные технологии для разработки и принятия природоохранных технологических решений и повышения уровня экологической безопасности. Например, та же биотехнологическая отрасль позволяет разработать новые виды генно-модифицированных микроорганизмов, которые при применении их в аппаратах биологической очистки сточной воды более эффективно смогут производить биохимическое окисление вредных веществ в безвредные для природы и организмов.

Именно учитывая данные моменты мы и предлагаем проанализировать выделяемые учеными технологические уклады.

На первой стадии этой части нашего исследования необходимо ответить на вопрос: на какие основные вехи должен ориентироваться педагог вуза в процессе проектирования содержания профессиональной подготовки инженера-эколога, адекватного складывающемуся технологическому укладу в каждый конкретный момент времени?

Для ответа на поставленный вопрос мы предлагаем провести декомпозицию определения технологического уклада, выделив следующие его основные компоненты:

1) технологические нововведения как ключевой фактор технологического уклада;

2) комплекс базисных совокупностей технологически сопряжённых производств, образующих ядро технологического уклада и определяемых сущностью и особенностями внедрения технологических инноваций;

3) несущие отрасли, которые реализуют технологически сопряженные производства, применяя технологические нововведения.

Начало технологического уклада образуют технологические инновации (нововведения). В то же время из общей теории техногенеза [9, 10] известно, что именно технологические инновации определяют особенности возможного негативного/позитивного воздействия техносферы на окружающую среду и, в то же время, именно технологические инновации формируют инновационные подходы и решения по охране окружающей среды во время нового технологического уклада.

В итоге, по нашему мнению, технологические нововведения фактически должны стать основой для построения в рамках следующего технологического уклада нового реестра дидактических единиц в содержании профессиональной подготовки инженера-эколога.

Ядро технологического уклада образует комплекс базисных совокупностей технологически сопряжённых производств, которые выстраиваются по результатам разработки, коммерциализации и реального внедрения технологических инноваций на предприятиях-потребителях. Как отмечает Ю.И. Семенов [11], производство невозможно без потребления, составляя с ним неразрывное единство, так как, с одной стороны, производство создает продукты труда для сферы потребления, а другой стороны производство само выступает потребителем, например, природных ресурсов. В то же время рассматриваемый здесь комплекс базисных совокупностей технологически сопряжённых производств одновременно с изменениями в сфере потребления позволяет определить новые типы техногенного воздействия.

При этом технологические инновации, определяя новые виды техногенного позитивного/негативного воздействия на окружающую среду, очевидно позволяют разрабатывать и применять новые виды возможных к использованию новых экологических технологий.

Как это отразится на формировании содержания профессиональной подготовки инженера-эколога? Такой подход позволяет выделить новые профессиональные компетенции инженера-эколога и соответствующие им направления экологической подготовки в рамках конкретных дисциплин из сформированного ранее реестра. Также здесь появляется возможность, например, произвести наполнение содержания экологических дисциплин новыми видами практических задач, лабораторных работ аналитического и проектировочного характера.

Теперь необходимо проанализировать термин «несущие отрасли, которые реализуют технологически сопряженные производства, применяя технологические нововведения». Согласно мнению Б.А. Райзберга, Л.Ш. Лозовского и Е.Б. Стародубцева [12], отрасль представляет собой совокупность предприятий, осуществляющих производство однородной продукции по однотипным технологиям. Из данного определения мы можем сказать, что несущая отрасль в новом технологическом укладе – это совокупность вновь созданных предприятий новой формации, которые осуществляют комплекс базисных совокупностей технологически сопряжённых производств, используя однотипные технологические инновации данного технологического уклада.

Выделение несущих отраслей будущего технологического уклада позволяет сформировать систему прогнозирования возможной географии и интенсивности техногенного воздействия таких отраслей на будущее. При этом появляется возможность определения перспектив и направлений развития инженерно-экологической отрасли с учетом ее предполагаемой кооперации с несущими отраслями.

Одновременно и изменяются требования государства и работодателей к инженеру-экологу, а также и особенности взаимодействия системы профессиональной инженерно-экологической подготовки с работодателями, так как выделение инновационных производств нового технологического уклада и соответствующих типов техногенных воздействия с конкретными количественными показателями для данного региона позволяет определить новые хозяйствующие кластеры в регионе, с предприятиями которых следует заключать соглашения о взаимодействии в обучении и трудоустройстве выпускников, соглашения о проведении экологической оценки с целью перенесения полученных в результате такой оценки данных в содержание определенных дисциплин учебного плана подготовки инженера-эколога.

В общем виде предлагаемая нами технология проектирования содержания профессиональной подготовки эколога представлена на рис. 1.

Таким образом, нами в данной работе предложено считать технологические уклады теми внешними факторами, которые обязательно нужно учитывать при принятии природоохранных решений инженером-экологом, проведена декомпозиция элементов технологического уклада, что позволило выделить основные ключевые компоненты, которые должны быть учтены в процессе проектирования содержания профессиональной подготовки инженера-эколога в вузе с целью обеспечения адекватности его будущей профессиональной деятельности внешним технологическим факторам.

Библиография.

1. Mac Berthouex, P. Strategy of Pollution Control / P. Mac Berthouex, D.F. Rudd; University of Wisconsin. – New York: John Wiley and Sons, Inc., 1977. – 610 p.

2. Джефферс, Дж. Введение в системный анализ. Применение к экологии / Дж. Джефферс; пер. с англ. – М.: Мир, 1981.

3. Вебер, Э.А. Структура ценностного отношения к природе / Э.А. Вебер // Проблемы природоохранного образования и воспитания. – М.: Наука, 1982. – С. 26-40.

Рисунок 1 – Технология проектирования содержания профессиональной под­готовки инженера-эколога на основе декомпозиции технологического уклада

4. Brooks, K.N. Hydrology and the Management of Watersheds / K.N. Brooks, P.F. Ffolliott, H.M. Gregersen. – 2nd ed. – Ames: Iowa State University Press, 1997. – 502 p.

5. Newson, M. Land, Water and Development. Sustainable Management of River Basin Systems / M. Newson. – 2nd ed. – London: Routledge, 1997. – 423 p.

6. Попов, Н.С. К теории принятия решений в экологии / Н.С. Попов, А. Хайри, Т.А. Хвостова // Международное образование, ноосферология и устойчивое развитие: материалы междунар. науч. конф. (5-6 июня 2008 г., г. Тамбов) / Тамб. гос. техн. ун-т. – Тамбов: ООО Изд-во «Юлис», 2008. – С. 212-216.

7. Попов, Н.С. Проектирование информационно-аналитической системы природопользования / Н.С. Попов, А.Г. Назаров, Н.П. Петрова // Информационные системы и процессы: сб. науч. тр.; под ред. проф. В.М. Тютюнника. – Тамбов; М.; СПб.; Баку; Вена: Изд-во «Нобелистика», 2003. – Вып. 1. – С. 136-152.

8. Экология и безопасность жизнедеятельности / Д.А. Кривошеин, Л.А. Муравей, Н.Н. Роева и др.; под ред. Л.А. Муравья. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 447 с.

9. Попкова, Н.В. Методология философского анализа техносферы / Н.В. Попкова // Вестник Тамбовского государственного технического университета. – 2005. – Т. 11. – № 3. – С. 819–820.

10. Моторина, И.Е. Позитивные и негативные аспекты становления иносферы / И.Е. Моторина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2011. – № 8 (14). – Ч. VI. – C. 134–137.

11. Семенов, Ю.И. Производство и общество // В кн.: Социальная философия. Курс лекций: учебник / под ред. И.А. Гобозова. – М.: Издатель: Савин С.А., 2003. – С. 97-116.

12. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. – 5-е изд., перераб. и доп.. – М.: Инфра-М, 2007. – 495 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *