Секция №2

Секция № 2 «Компетенции специалиста будущего для устойчивого развития России»

УДК 608.2

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА – ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рубанов Юрий Константинович

Токач Юлия Егоровна

Онищук Виктор Иванович

Латыпова Марина Марсовна

БГТУ им. В.Г. Шухова, г. Белгород, Белгородская область, tokach@bk.ru

Аннотация: В статье рассматриваются значение и возможности распространения инновационного опыта на повышение качества экологического образования студентов университета.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа; инновационная деятельность; экологическое образование.

Yu. Rubanov (Russia), Yu. Tokach (Russia), V. Onischuk (Russia), M. Latypova (Russia). SCIENTIFIC RESEARCH ACTIVITIES OF THE UNIVERSITY — EFFECTIVE MEANS OF IMPROVING THE QUALITY OF ECOLOGICAL EDUCATION.

Annotation: The article discusses the importance and possibilities of disseminating innovative experience to improve the quality of environmental education of university students.

Keywords: research work; innovation activity; environmental education.

Современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определёнными навыками творческого решения практических задач, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, постоянно расширять и повышать в результате практической деятельности базовый уровень компетенций, приобретенных за время обучения в ВУЗе.

Базовые знания, приобретенные в период обучения в ВУЗе, во многом определяют успешность формирования уровня специалиста в первые годы его практической деятельности. Таким образом, быстрая адаптация и формирование молодого специалиста определяются совокупностью не только объемом теоретических, но и практических знаний и навыков.

Наиболее успешно такие навыки могут приобретаться путем активного участия студентов в научно-исследовательской работе, которая на современном этапе приобретает все большее значение и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки будущего специалиста.

Подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности отражена в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) и является обязательной составной частью модели специалиста высшего образования [1].

Белгородский Государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, являющийся опорным университетом, позиционирует себя как действующее инновационное градообразующее предприятие региона.

Основу его деятельности и, соответственно степень участия в инновационном развитии Белгородской области, определяют системные инновационные проекты, которые обеспечивают достижение интегральных показателей развития региональной экономики.

Говоря об участии университета в инновационном развитии региона, нельзя не отметить роль вуза в подготовке кадров.

На базе БГТУ им. В.Г. Шухова существует ряд структурных подразделений, обеспечивающих эффективную работу системы непрерывной инновационно-инженерной подготовки. Так в малом технологическом университете, колледже высоких технологий, работе со школьниками делается ставка на закрепление талантливой молодежи в регионе и качественное инженерно-техническое образование.

Особое внимание уделяется формированию у студентов компетенций, соответствующих видам профессиональной деятельности:

проектно-конструкторская деятельность:

способность принимать участие в инженерных разработках среднего уровня сложности в составе коллектива; способность разрабатывать и использовать графическую документацию; способность использовать методы расчетов элементов технологического оборудования по критериям работоспособности и надежности.

научно-исследовательская деятельность:

способность ориентироваться в основных проблемах техносферной безопасности; способность принимать участие в научно-исследовательских разработках по профилю подготовки: систематизировать информацию по теме исследований, принимать участие в экспериментах, обрабатывать полученные данные; способность применять на практике навыки проведения и описания исследований, в том числе экспериментальных.

Безусловно, все проекты, реализуемые БГТУ им. В.Г. Шухова соответствуют приоритетным направлениям развития экономики России.

Именно по этим направлениям нарабатываются практика успешной реализации проектов и осуществляется программа подготовки кадров, в том числе совместно с федеральными структурами поддержки инноваций должны внедряться схемы реализации продукции и услуг, как на внутриобластном рынке, так и за пределами региона и Российской Федерации.

Научно-исследовательская работа студентов БГТУ им. В.Г. Шухова в области экологии и техносферной безопасности, проводимая под руководством высококвалифицированных преподавателей, включает в себя следующие инновационно-технологические проекты:

  1. Интегрированная система безопасности труда.

Решаемые задачи: Снижение показателей травматизма, летальности на основе оценки квалификации и компетентности работника в области безопасности труда [2].

Элементы научных исследований в рамках учебного времени внедрены в практические занятия дисциплины «Надежность технических систем и техногенный риск» по направлению обучения 20.03.01 «Техносферная безопасность», профиль Безопасность технологических процессов и производств.

Студенты самостоятельно составляют план выполнения научных исследований, подбирают необходимую литературу, проводят математическую обработку и анализ результатов.

  • Комплексные селективные собиратели для флотационного обогащения полезных ископаемых.

Решаемая задача. Разработанные флотационные реагенты-собиратели позволяют получать высококачественные концентраты из руд, которые не обогащаются методом мокрой магнитной сепарации. Вовлечение таких руд в технологический процесс повышает эффективность производства и снижает техногенную нагрузку на близлежащую территорию. Собиратели имеют более высокую степень биоразложения, что делает его практически безвредным для окружающей  среды.

Научные исследования проводятся при выполнении выпускных квалификационных работ по направлениям 20.03.01 «Техносферная безопасность», 20.04.01. «Промышленная экология и рациональное использование природных ресурсов».

  • Закладочные смеси на основе отходов горно-металлургического цикла.

Решаемая задача. Использование отходов флотации и шлаков в составах закладочных смесей и  в специально разработанных композиционных вяжущих, для условий действующих шахт позволяет получить долговечные закладочные массивы с высокими физико-механическими показателями и согласно закону сродства структур обеспечить прочное сцепление вяжущего с заполнителями системы а так же самой смеси с материнской породой выработанного пространства. Такое решение позволяет получить огромный экологический эффект благодаря снижению накопления отходов в хвосто- и шлакохранилищах, загрязняющих окружающую среду и обладающих 3 классом опасности для здоровья человека.

Внедрение научных исследований и разработок проводятся при выполнении курсового проектирования по дисциплине «Современные методы переработки бытовых и промышленных отходов» направления подготовки 20.04.01 «Промышленная экология и рациональное использование природных ресурсов».

  • Технология извлечения редкоземельных материалов из отходов ГОК и опытные образцы помольных аппаратов для сверхтонкого измельчения материалов.

Решаемая задача. Извлечение ценных элементов из отходов ГОК основано на операции выщелачивания металлов в растворы. Существенным условием высокой эффективности процесса выщелачивания и извлечения ценных элементов, является высокая степень измельчения сырьевого материала.

Внедрение научных исследований и разработок проводятся при выполнении расчетно-графического задания, практических занятий по дисциплине «Инженерная защита окружающей среды при разработке недр» направления подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность», профиль «Инженерная защита окружающей среды».

  • Переработка отходов металлургии с восстановлением металлов.

Решаемая задача. Технология основана на применении методов прямого и косвенного восстановления оксидов металлов, содержащихся в отходах металлургического производства (пыль ЭДСП, окалина цеха проката, шлам водоподготовки) с использованием тепла при переработке жидких шлаков, что значительно снижает энергозатраты [3].

Внедрение элементов научных исследований происходит в лекционные, практические, лабораторные занятия дисциплины «Промышленная экология» по направлению обучения 20.03.01 «Техносферная безопасность», профиль «Инженерная защита окружающей среды». И при выполнении выпускных квалификационных работ по направлениям 20.03.01 «Техносферная безопасность», 20.04.01. «Промышленная экология и рациональное использование природных ресурсов».

Решаемая проблема. Защита природной среды от загрязнений нефтепродуктами, удаление разливов из открытых акваторий и почвы при загрузке и выгрузке нефтепродуктов из водного и наземного транспорта, на нефтебазах и автозаправочных комплексах [4].

Внедрение элементов научных исследований происходит в лекционные, практические, лабораторные занятия, выполнение курсового проектирования дисциплины «Водоотведение и очистка сточных вод        » по направлению обучения 20.03.01 «Техносферная безопасность», профиль «Инженерная защита окружающей среды». В лекционные, практические, лабораторные занятия дисциплины «Экология» по направлению обучения 20.03.02 «Природообустройство и водопользование» И при выполнении выпускных квалификационных работ по направлениям 20.03.01 «Техносферная безопасность», 20.04.01. «Промышленная экология и рациональное использование природных ресурсов». 20.03.02, 20.04.02  «Природообустройство и водопользование».

Решаемая проблема. Использование элементов технологии стекольных вяжущих суспензий (СВС) позволяет осуществлять эффективную переработку нерециклируемого экологического стекольного боя с получением пористых материалов для применения в качестве конкурентоспособных сорбентов нефтепродуктов [5].

Внедрение элементов научных исследований происходит в лекционные, практические, лабораторные занятия, выполнение курсового проектирования дисциплины «Технология переработки отходов» по направлению обучения 20.03.01 «Техносферная безопасность», профиль «Инженерная защита окружающей среды». И при выполнении выпускных квалификационных работ по направлению 20.03.01 «Техносферная безопасность»

Решаемая задача. Контроль объема ТБО и границы полигона контролируются беспилотным летательным аппаратом еженедельно. На основании фотографий, полученных с БЛА нейронной сетью оцениваются в автоматическом режиме объемы и границы, фиксируется распределение твердых бытовых отходов по полигону и их перемещение. Результатом работы системы является еженедельный отчет, содержащий полную информацию о границах полигона, изменении объёмов складируемых твердых бытовых отходов, их перемещении по полигону, равномерности распределения.

Внедрение научных исследований и разработок проводятся при выполнении курсового проектирования по дисциплине «Современные методы переработки бытовых и промышленных отходов» направления подготовки 20.04.01 «Промышленная экология и рациональное использование природных ресурсов».

Решаемая задача: Разработка ресурсоэнергосберегающей экологически чистой технологии комплексной переработки техногенных органических материалов для получения углеводородного вторичного топлива и высокодисперсного технического углерода.

Внедрение научных исследований и разработок проводятся при выполнении курсового проектирования по дисциплине «Современные методы переработки бытовых и промышленных отходов» направления подготовки 20.04.01 «Промышленная экология и рациональное использование природных ресурсов».

Научно-исследовательская работа студентов в процессе обучения в вузе выполняет ряд функций: образовательную, организационно-ориентационную, мотивационную, развивающую, воспитывающую.

Таким образом, процесс подготовки будущих специалистов к научной работе будет результативным, если студенты будут вовлечены в разнообразные формы научно-исследовательской деятельности. Поэтому на протяжении всего периода обучения студентов, необходимо системно и целенаправленно осуществлять подготовку будущих специалистов к выполнению научной деятельности, создавать творческие группы с учетом научных интересов, обеспечить научно-исследовательскую базу; создавать ситуации успеха при внедрении в практику научных результатов; поощрять творческую деятельность и самостоятельность исследователей при решении научных проблем.

Важным достижением университета является активное использование альтернативных источников энергии. В БГТУ им. В.Г. Шухова создана энергоэффективная система управления горячим водоснабжением учебного корпуса с использованием солнечных коллекторов в составе интерактивных учебных лабораторий.

Не менее важным событием для экологического воспитания является ввод с 2019 года в эксплуатацию внутривузовской системы раздельного сбора отходов (рис. 8-10).

Таким образом за полугодовую эксплуатацию системы в БГТУ им. В.Г. Шухова собрано и сдано в ООО «Чистый белый край» 1487 кг картона, 2822 кг пластика, 6603 кг архивной бумаги и 21 кг алюминия.

Библиографический список

  1. Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч.конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. – СПб.: Реноме, 2012. – 428 с.

2. Семейкин А.Ю., Кочеткова И.А., Дроздова А.О., Чернышов А.В. Моделирование и управление профессиональными рисками на промышленных предприятиях с использованием экспертных информационно-аналитических систем поддержки принятия решений. Горный информационно-аналитический бюллетень /GIAB. Mining Informational and Analytical Bulletin, 2019;4/7:164–174.

3. Пат. 2582423 РФ. Способ переработки пылевидных отходов металлургического производства. Рубанов Ю.К., Токач Ю.Е. 2016г.

4. Пат 2535744 РФ. Устройство для сбора нефтепродуктов с поверхности воды. Рубанов Ю.К., Токач Ю.Е. 2014г.

5. Онищук В.И., Гливук А.С., Токач Ю.Е. Технология эффективного сорбента нефти и нефтепродуктов из стекольного боя//Актуальные вопросы охраны окружающей среды: сб. докл. Всероссийск. науч.-техн. конф., Белгород, 17–19 сент., 2018 г.  Белгород: Изд-во БГТУ, 2018. С. 41-48.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *