Секция №1

Секция №1 «Объединение усилий по поиску инновационных форм и содержания экологической работы в системе общего и дополнительного образования»

УДК 06

МОДЕЛИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО (ОПОРНОГО) ЦЕНТРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ПРОГРАММАМ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Зазыкин Алексей Иванович,

МБУ ДО «ЭБЦ «Смоленский зоопарк», г. Смоленск, Смоленская  область, za.74@yandex.ru

Куришкина Лариса Анатольевна,

МБУ ДО «ЭБЦ «Смоленский зоопарк», г. Смоленск, Смоленская  область, kurishkina67@mail.ru

Аннотация: в статье рассматривается актуальность формата естественнонаучной направленности дополнительного образования детей, с учётом разнообразного спектра направленностей дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в условиях организации центра дополнительного образования детей, который координирует взаимодействие учреждений дополнительного образования детей, дошкольного и общего образования, организаций культуры, научных организаций и т.д., реализующих программы естественнонаучной направленности. 

Ключевые слова: центр дополнительного образования; программы естественнонаучной направленности; научное мировоззрение; учреждения дополнительного образования; организация массовой работы.

A. Zazykin, L. Kurishkina (Russia). MODELING OF THE MUNICIPAL (SUPPORT) CENTER FOR ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN IN NATURAL SCIENTIFIC PROGRAMS.

Annotation: The article considers the relevance of the format of the natural science orientation of additional education of children, taking into account the diverse range of directions of additional general education general development programs in the context of the organization of the center of additional education of children, which coordinates the interaction of institutions of additional education of children, pre-school and general education, cultural organizations, scientific organizations, etc., implementing natural science programs.

Keywords:  supplementary education centre; science programs; scientific worldview; additional education institutions; organization of mass work.

Современное образование в условиях технологического, экологического, демографического и других вызовов XXI века, должно способствовать тому, чтобы научить детей жить в ситуации растущей взаимозависимости, необходимости осуществления совместной деятельности человека и его влияния на природу планеты, ее живого вещества, воздуха, воды, жизненного пространства и всего, что ограничивает дальнейший ход развития биосферы и человеческого благополучия.

В образовании детей программы естественнонаучной направленности ориентированы на становление научного мировоззрения, освоение методов познания мира. Занятия в объединениях естественнонаучной направленности способствуют развитию у обучающихся познавательной активности, углублению знаний, совершенствованию навыков по математике, физике, биологии, химии, информатике, экологии, географии; формированию у них интереса к научно-исследовательской деятельности. Дети учатся находить и обобщать нужную информацию, действовать в нестандартных ситуациях, работать в команде, получают навыки критического восприятия информации, развивают способность к творчеству, наблюдательность, любознательность, изобретательность.

Современный формат естественнонаучной направленности дополнительного образования детей, с учётом изменения спектра направленностей дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, последовавшего с введением в действие приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», объединяет в себе содержание двух ранее самостоятельных направленностей: эколого-биологической и естественнонаучной. 

Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утверждён президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30.11.16 №11), определяет увеличение доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных качественными дополнительными общеобразовательными программами технической и естественнонаучной направленности к 2020 годы до 18%, в том числе на базе создающихся модельных центров дополнительного образования детей.

При освоении общеобразовательных программ в школах сокращено количество часов на преподавание биологии до одного часа в неделю, что приводит к снижению уровня биологических знаний. Обучающиеся, интересующиеся биологией и экологией, занимаются в клубах, секциях, кружках, объединениях естественнонаучной направленности, работающих на базе их образовательного учреждения или учреждений дополнительного образования своего микрорайона.  Необходимо отметить, что на территории не всех образовательных организаций реализуется данное направление (нет часов, нет заинтересованных руководителей и педагогов учреждений и т.д.), поэтому родители обучающихся вынуждены выбирать обучение в учреждении дополнительного образования, если есть такая возможность, или обращаться к репетитору.

На основании проведенного мониторинга, в котором приняли участие 21 образовательное учреждение города из 48, установлено, что в 20 из них в 2018-2019 учебном году обучение школьников осуществляется в клубах, секциях, кружках, объединениях естественнонаучной направленности. 

На территории города Смоленска не сформирован муниципальный (опорный) центр дополнительного образования детей по программам естественнонаучной направленности, который мог бы координировать взаимодействие учреждений дополнительного образования детей, дошкольного и общего образования, организаций культуры, научных организаций и т.д., реализующих программы естественнонаучной направленности. На сегодняшнем этапе реализации проекта «Доступное дополнительное образование для детей» важно создать условия для освоения современных дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной направленности, внедряя новые практики дополнительного образования в деятельность муниципальных образовательных организаций города Смоленска [2]. 

В этой ситуации возникает проблема эффективной реализации данного проекта в муниципалитете, чем объясняется актуальность разработки и апробации модели муниципального (опорного) центра дополнительного образования детей по программам естественнонаучной направленности.

 В Российской Федерации в рамках реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» созданы и функционируют Федеральный модельный центр дополнительного образования детей, региональные модельные центры дополнительного образования детей на территории РФ (Краснодарский край, Тульская область, Тюменская область, Республика Башкортостан и др.).

Имеющийся региональный модельный центр дополнительного образования детей в Смоленской области (на базе ГАУ ДПО СОИРО) создает условия для обеспечения эффективной системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей по реализации современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ различной направленности.    

 Но, отметим, что муниципальный модельный центр дополнительного образования детей в областном центре не создан, как не созданы и подобные центры в других крупных районных городах Смоленщины.  Этим и обусловлено моделирование муниципального (опорного) центра дополнительного образования детей по программам естественнонаучной направленности в условиях муниципальной системы образования города Смоленска.

 Разработка модели муниципального (опорного) центра дополнительного образования детей, осваивающих программы естественнонаучной направленности, реализует идею интеграционного сотрудничества учреждений дополнительного образования детей, дошкольного и общего образования, организаций культуры, научных организаций и т.д. естественнонаучной направленности, отраженной в схеме-модели (Рисунок 1) на IV уровне организации дополнительного образования.

Уровень образовательных учреждений города Смоленска представлен так же организациями культуры, научными и общественными организациями, на базе которых разработаны и реализуются программы естественнонаучной направленности – это кружки, секции, клубы по интересам, объединения детей от 5 до 18 лет.

Организацией массовой работы с указанными выше учреждениями в области экологического образования, просвещения и воспитания занимается управление образования и молодёжной политики Администрации города Смоленска через специально созданное учреждение дополнительного образования «Эколого-биологический центр «Смоленский зоопарк», которому планируется присвоить статус муниципального (опорного) центра дополнительного образования детей по программам естественнонаучной направленности.

Департамент Смоленской области по образованию и науке через специально созданный на базе ГАУ ДПО СОИРО региональный модельный центр дополнительного образования детей осуществляет координацию всей работы в области дополнительного образования, тесно взаимодействуя с учреждениями и организациями, реализующими программы различной направленности, опираясь, в том числе, на муниципальные (опорные) центры, которых в Смоленской области пока ещё нет.

Координацию всей работы на федеральном уровне осуществляет Федеральный модельный центр дополнительного образования детей через реализацию национальных приоритетных проектов, разработанных Министерством просвещения РФ.

 Практическая значимость разработки данной модели и ее реализации в условиях города Смоленска позволит быть использованной в практике муниципалитетов региона.  Проектирование диагностического инструментария будет способствовать эффективному проведению самоанализа состояния образовательной системы администрацией организаций дополнительного образования детей Смоленской области. 

 По существу, разработанная модель муниципального (опорного) центра дополнительного образования детей, осваивающих программы естественнонаучной направленности меняет качественную сторону дополнительного естественнонаучного образования учащихся, официально закрепляя сложившуюся практику интегративного взаимодействия образовательных организаций при проведении конкурсов, фестивалей, олимпиад и т.д.  

Важно, что в условиях такого центра реализуется гуманитарный подход, при котором естественнонаучные знания и экологическая культура не рассматриваются изолированно, а рассматриваются как компоненты общей культуры человека.

Великий педагог и философ В.Г. Белинский писал: «Образование только развивает нравственные силы человека, но не дает их: дает их человеку природа» [1].  Нельзя не согласиться с этой мыслью и особо осознать, что современное образование в области естествознания не просто актуально, оно решает важные экономические и политические задачи для развития государства, общества, человека и цивилизации в целом.

Библиография.

1.   Белинский В.Г. Литературные мечтания // Собрание сочинений в 9-ти томах. Т.1. / Под ред. М.Я. Полякова и Г.А. Соловьева — М.: Художественная литература, 1976. — 736 с.

2. Иванченко В. Н. Инновации в образовании. Общее и дополнительное образование детей / В.Н. Иванченко. — М.: Феникс, 2016. — 352 c.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *