Секция №3

Секция №3 «Взаимодействие государственных, общественных и молодежных организаций в экологическом просвещении населения России. Эковолонтерство сегодня»

УДК 303.425.4

КАК РАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР ОТХОДОВ ИЗМЕНИТ ЭКОСОЗНАНИЕ ЛЮДЕЙ

Чижов Михаил Алексеевич

РУДН, Экологический факультет, Москва, mchizhov7@gmail.com

         Аннотация: В этой статье рассказывается об одном из способов изменения экологического сознания и будущего нашей планеты. Раздельный сбор отходов и экологические знания могут в этом помочь.

Ключевые слова: пластик; утилизация отходов; экологическая проблема; опрос; раздельный сбор отходов

  M. Chizhov (Russia). HUMAN ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS AND A SEPARATE COLLECTION OF WASTE

Annotation: This article talks about one of the ways one can change the environmental awareness and future of our planet. Separate waste collection and environmental lessons can help.

Keywords: plastic, recycling; environmental issue; survey; separate collection of waste.

1. Введение

Экологические проблемы становятся все более значимыми в наше время. Много факторов разрушают нашу планету. Один из них: большое количество отходов. Они везде: в озерах, в реках, в морях, океанах, в почве. Даже в нас: в людях. Мы не осознаем, что поглощаем мелкие частицы пластика. Это очень острая проблема, которую необходимо решать.

Проблемы утилизации отходов, а также выбросов вредных веществ в атмосферу должны решаться более эффективно, в том числе в связи с ростом промышленности и объемов перевозок. По оценкам, с 1999 по 2006 год выбросы от предприятий и других стационарных источников увеличились более чем на 10%, а от автомобилей более чем на 30%. [1]

2. Изменение экосознания людей

Чтобы решить глобальные экологические проблемы, мы должны начинать менять сознание людей, начиная с детского возраста.

Система раздельного сбора отходов – наиболее эффективный способ подготовки сырья к дальнейшей переработке. Для успешного применения опыта других стран в становлении раздельного сбора отходов на территории РФ необходима вовлеченность всего населения. Эта задача имеет ряд сложностей. Для эффективного функционирования отрасли необходима развитая инфраструктура: контейнерные площадки с регулярным обслуживанием, сеть приемных пунктов, станции досортировки. Развитие такой инфраструктуры требует серьезных финансовых вложений. [1]

Так и было предложено ввести контейнеры для раздельного сбора отходов в школах города Волжского Волгоградской области. Программа «STOPWASTING» распространяется на детей и подростков. Идея была поддержана природным парком «Волго-Ахтубинская пойма». Он имеет международный статус биосферного резервата ЮНЕСКО. Также в программе в качестве спонсора принимает участие «Волжский трубный завод», входящий в группу ТМК.

Контейнеры были установлены в 10 школах города Волжский, следовательно, это может изменить экологическое сознание более 8000 учеников и учителей.

2.1 Опросы

Чтобы проследить динамику изменений сознания и знаний о раздельном сборе отходов, были проведены два опроса: до и после установки контейнеров. В каждом из них приняли участие по 125 человек.

Так, осознание того, что такое раздельный сбор отходов и зачем это нужно, выросло с 65% до 95%. В основном это связано с новыми теоретическими знаниями, которые ученики получили на уроках по окружающей среде, и практическими навыками: теперь у них есть место, где они могут сортировать мусор. 80% опрошенных разделяют отходы в школе. Это очень высокий показатель, который отображает заинтересованность людей к проблеме загрязнения нашей планеты.

Важным фактом является то, что до установки контейнеров 26% учеников разделяли отходы дома, а сейчас это делают 61,3%.

Очень важно разделять отходы, поскольку россияне ежегодно производят около 60–70 млн тонн твёрдых коммунальных отходов. Также, 43 млрд тонн промышленных и бытовых отходов хранятся на мусорных свалках в России, площадью 4 млн гектаров.

В стране насчитывается около 240 комплексов, которые перерабатывают мусор. Конечно, их очень мало, но даже они недогружены. Поскольку только около 7% отходов перерабатывается и 2,2% сжигаются.

На многих свалках происходит гниения мусора, в грунтовые воды попадает загрязнённый фильтрат, а в воздух — опасный свалочный газ. Чтобы минимизировать вред экологии, их нужно удалять с захоронений.  Горючий метан при взаимодействии с мусором может возгораться. Пожары на свалках приводят к выбросу в атмосферу тяжёлых металлов, опасных диоксинов, и других токсичных веществ. Также, метан обладает сильным парниковым эффектом — в 28-36 раз выше, чем у углекислого газа. [1]

Что касается опроса, процент тех, кто отдает батарейки в специальные места переработки вырос до 70%. Эта категория отходов имеет высокий уровень отрицательного влияния на здоровье человека. В дикой природе загрязненная экологическая система восстановится через тридцать лет.

Полной схемы размещения всех опасных отходов в стране до сих пор не существует. По статистике Росприроднадзора за 2016 год объем отходов второго класса составил 304 тыс. тонн. При этом, по лицензии обезвреживаются и утилизируются около 4 тыс. тонн, или 1,2%.

Люди поняли, что разделение мусора не только полезно для планеты, но и модно в нашем мире. На вопрос «Экология – это модно?» 93% студентов ответили «да», тогда как раньше этот процент составлял 44%. [3]

Следует проводить мероприятия, направленные на повышения знаний о экологии: субботники, высаживание деревьев, экоуроки.

3. Выводы

Чтобы экологические проблемы решились, начинать нужно, прежде всего, с изменения сознания людей. Это может быть сделано разными способами, и как показала практика, экологические уроки и раздельный мусор в школах сделали это.

Дальнейшее развитие программы поможет привлечь все больше и больше людей, и мир изменится к лучшему.

Библиография

1. Ветошкина Л. П. Раздельный сбор и сортировка твердых бытовых отходов // Твердыебытовые отходы, 2014. № 10. — С. 2-11.

2. Попов А.М. Актуальные проблемы экологического образования и воспитания // Научное образование. – С.1-5.

3. Чижов М.А. Уровень экологической грамотности школьников в России по данным опросов // Актуальные проблемы экологии и природопользования. – С. 306-309.

One Comment

  1. Наталья Александровна Никонова

    Чижов Михаил Алексеевич в докладе «КАК РАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР ОТХОДОВ ИЗМЕНИТ ЭКОСОЗНАНИЕ ЛЮДЕЙ» наглядно описывает влияние на экосознание людей раздельного сбора мусора. По результатам опросов всё выглядит очень хорошо. Однако, где-то в подкорке мозга возникает один вопрос – насколько репрезентативна выборка опроса? Ведь для настоящего социологического опроса необходимо больше критериев достоверности результата. Остается пожелать автору доклада расширить диапазон респондентов и, соответственно анализируемых критериев. Хочется верить, что следующие результаты будут на уровне сегодняшнего, а может и лучше.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *