Секция №1

Секция №1 «Объединение усилий по поиску инновационных форм и содержания экологической работы в системе общего и дополнительного образования»

УДК 54.066

ХИМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЭКОЗНАНИЙ

Павлова Антонида Бадмаевна

ГБПОУ «Бурятский лесопромышленный колледж», г.Улан-Удэ, Республика Бурятия, antonida-pavlova@rambler.ru

Аннотация: Статья посвящена развитию экологического мышления у студентов через учебно-исследовательскую деятельность по химии в рамках непрерывного образования «колледж — вуз»

Ключевые слова: химия; экология; исследование; сотрудничество

A. Pavlova (Russia). CHEMICAL ASPECT OF ECO- KNOWLEDGE

Annotation: The article is devoted to the development of environmental thinking through educational and research activities in chemistry in the framework of continuing education ‘college – university’

Keywords: chemistry; ecology; study; cooperation

Отличительной особенностью ФГОС является реализация результатов образования. Какие требования устанавливает ФГОС к результатам образования?  Результаты образования складываются из трех составляющих: личностные, метапредметные и предметные. В стандартах метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия, универсальные учебные действия (УУД) и владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности [1].

Как известно, химия тесно связана с экологией. В основе оценки воздействия многих антропогенных факторов на самого человека и окружающую его среду лежит понимание химических процессов. Именно поэтому в образовании важное место должен занимать химический аспект экологических знаний [2]. В связи с этим для формирования и дальнейшего развития у студентов экологического мышления, умения анализировать и давать оценку сложившейся экологической ситуации, самостоятельного решения экологических задач, применяя знания по химии, в течение многих лет в колледже работает научно-студенческое общество (НСО) «Человек и экология», организованная для студентов 1 курса (на базе 9 классов).

Выбор темы исследования серьезно ограничивается материальными  возможностями  кабинета  химии. Поэтому работа научного общества ведется не только в колледже, а также части экспериментальных проектов выполняются на «настоящих приборах» в лабораториях кафедры неорганической и аналитической химии факультета сервиса, технологии и дизайна Восточно — Сибирского государственного университета технологий и управления (ВСГУТУ).

Между Бурятским лесопромышленным колледжем (БЛПК) и кафедрой неорганической и аналитической химии ВСГУТУ составлено соглашение о социальном партнерстве, что дает большие возможности в исследовании.

В настоящее время на сайте Концепции преподавания предметов обсуждается Проект научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Естественнонаучные предметы. Химия», где во внеурочной деятельности приоритет отдается учебно-исследовательским проектам с экспериментальной составляющей в рамках непрерывного образования «школа — вуз» на базе университетских лабораторийс привлечением научных сотрудников и вузовских преподавателей в качестве руководителей, консультантов, рецензентов работ школьников» (раздел «Основные формы и виды учебной деятельности при изучении предметной области «Естественнонаучные предметы. Химия»»)[3].

Практически к каждой теме курса химии можно подобрать соответствующий экологический материал. Так, учебно-исследовательские работы студентов могут быть проиллюстрированы на примерах некоторых ключевых тем.

 Таким образом, экологоориентированные учебно-исследовательские работы по химии развивают экологическое мышление, дают возможность изучить состояние природной среды, воспитывают у них чувство личной ответственности за сохранение природы. 

По результатам исследования студенты принимают участие в конференциях Республиканского, Регионального и Всероссийского уровня, и занимают призовые места. 

Кроме этого, наши студенты выступают на классных часах других групп, родительских собраниях информируя о своих результатах.

Участие студентов в различных научно – практических конференциях дает новую ступень в развитии, позволяет получить образовательный результат, свидетельствующий о творческой самореализации.

Объединение усилий сотрудничества колледж — вуз по поиску инновационных форм и содержания экологической работы подтверждают правильность, эффективность выбранного направления, раскрывают ресурсы партнерства.

Библиография:

  1. [Электронный ресурс]. URL: https://rosuchebnik.ru/material/proektnaya-i-issledovatelskaya-deyatelnost-shkolnikov-v-kontekste-treb/ (дата обращения: 08.10.2019)
  2. [Электронный ресурс]. URL: https://him.1sept.ru/article.php?ID=200501402/ (дата обращения: 09.10.2019)
  3. [Электронный ресурс]. URL: http://www.predmetconcept.ru/subject-form/himija/ (дата обращения: 08.10.2019)

.

3 Comments

  1. Ульева Елизавета Борисовна, методист кафедры ОД ТОИПКРО

    Для специалистов-лесопромышленников экологический аспект образования на сегодняшний день очень актуален. Очень хорошо, что Вы сотрудничаете ВУЗом, используя специальное оборудование. Проектные задания, решенные через лабораторные исследования приводят к развитию экологического мышления студентов, завтрашних специалистов. Хотелось бы увидеть конкретные темы проектов, разработанные студентами.

  2. Наталья Александровна Никонова

    Автор доклада «ХИМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЭКОЗНАНИЙ» Павлова Антонида Бадмаевна пишет, что: «Участие студентов в различных научно – практических конференциях дает новую ступень в развитии, позволяет получить образовательный результат, свидетельствующий о творческой самореализации». Каким образом в дальнейшем самореализуются студенты? Передают ли они накопленный опыт будущим потенциальным абитуриентам? Хотелось бы познакомиться с результатами работы конкретнее – сколько, какие, когда и где. Думаю, что многим неравнодушным к экологической обстановке людям это будет интересно.

  3. Матвеева Марина Васильевна, Доцент кафедры общеобразовательныхдисциплин ТОИПКРО

    В условиях обострения экологических проблем и необходимости их незамедлительного решения развитие экологического образования становится особенно актуальным. В связи с этим цель современного экологического образования является формирование личности с высоким уровнем экологической культуры независимо сферы профессиональной деятельности. Наибольшим воспитательным и образовательным эффектом обладает организация проектной исследовательской деятельности обучающихся, которая реализуется на стыке разных научных направлений. Интеграция химических и экологических знаний при реализации исследовательских проектов позволяют находить пути решения многих экологических проблем на региональном уровне. Именно это создаёт благоприятные условия для самореализации и социализации личности учащихся.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *