Секция №2

Секция №2 «Компетенции специалиста будущего для устойчивого развития России»

УДК 374.32

HARD и SOFT SKILLS В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Галашова Ольга Ильинична, Редникин Алексей Романович

Студенты Томского государственного университета, г. Томск, Томская область, galashova_o@mail.ru, alexrednikin@yandex.ru.

Аннотация:данная статья посвящена проблеме взаимодействия молодых специалистов, выпускников и работодателей. Объясняется необходимость развития Hard и Soft skills в экологическом образовании у молодёжи для повышения конкурентоспособности на рынке труда и повышения комфортности в рабочей обстановке.

Ключевые слова: экологическое образование, hard навыки, soft навыки, жёсткие навыки, гибкие навыки, молодёжь, работодатели.

O. Galashova, A. Rednikin (Russia). HARD AND SOFT SKILLS IN ECOLOGICAL EDUCATION.

Annotation: This article is devoted to the problem of interaction between young specialists, graduates and employers. We explain the need of development of Hard and Soft skills in ecological education for increasing of competitive ability on a labor market and for increasing of the level of comfort in a workplace. 

Keywords: ecological education, Hard skills, Soft skills, youth, employer.

Очень часто молодёжь, выпустившись с ВУЗов, средних образовательных учреждений и даже школы, ищет работу. Однако будучи уже на рабочем месте первоклассным специалистом в своей отрасли, многие сталкиваются с различными проблемами, например, дискомфорт, замкнутость, трудное вхождение в коллектив, отсутствие взаимопонимания и так далее. Из-за этого комплекса проблем у молодых людей падает уровень трудоспособности, а вместе с этим снижаются экономические показатели компании, что делает её менее конкурентоспособной на рынке. Именно поэтому в наши дни работодатели зачастую в своих анкетах указывают такие требования, как Hard и Soft skills, благодаря которым работники смогут быстро наладить контакты и начать работать слаженно, быстро и качественно, достигая максимальных успехов в поставленных задачах. Актуальность данных навыков подтверждается анализом требований работодателей, а также тем, что в нашей стране создаются целые образовательные форумы всероссийского масштаба, где обучают гибким (Soft) навыкам и создают различные проекты, например, «Территория Смыслов». Считается, что Soft skills – это один из аспектов четвёртой промышленной революции, который является глобальным трендом. Редактор «LinkedIn Learning» (сетевой сайт, который провёл анализ требований работодателей в 2019 году) Пол Петроне написал в своём блоге: «Укрепление гибкого навыка – это одна из лучших инвестиций, которую вы можете сделать в свою карьеру, поскольку они никогда не выходят из моды. Кроме того, рост автоматизации производства делает гибкие навыки все более важными, поскольку они являются именно тем типом навыков, которые роботы не могут автоматизировать». Для успешной интеграции молодёжи в современные тренды, необходимо понять, что это за навыки, и как их получить [5].

Hard skills, или жёсткие навыки – профессиональные или технические навыки, получаемые в процессе обучения в образовательных учреждениях или на различных курсах, и применяемые на практиках, стажировках, производствах и работе. Эти навыки поддаются измерению, например, можно определить уровень владения иностранным языком, опыт работы в определённой сфере и так далее.

Soft skills, или гибкие навыки – универсальные навыки, не связанные с определённой профессией или специальностью. Они отражают личные качества человека. Данные навыки приобретаются не сразу, а приходят с опытом при постоянной практике и тренировке. Специалисты выделяют 5 наиболее важных навыков: креативность, дар убеждения, командная работа, приспособляемость и тайм-менеджмент (грамотное распределение времени). Однако в нашей стране чаще всего используется более упрощённая модель гибких навыков «4К»:

1. Критическое мышление – способность критически оценивать и анализировать информацию, выделять главное и находить причинно-следственные связи.

2. Креативность – умение решать проблемы нестандартными путями.

3. Коммуникативные навыки – способность налаживать контакты, грамотно излагать свои мысли и идеи, публично выступать и понимать эмоции окружающих.

4. Координация – умение работать в команде, распределять задачи между членами группы или команды, и следить за их выполнением, а также брать на себя ответственность и проявлять лидерские способности [4,5].

С помощью данной модели мы рассмотрим, как молодёжи интегрироваться в современные тренды в сфере экологии и как развить Soft skills, чтобы стать наиболее конкурентоспособным специалистом на рынке труда.

Область применения. На сегодняшний день экологи задействованы во многих сферах современного общества. Профессия эколога чаще всего требует умений работы с аналитическими приборами, законами, программами ГИС и картами, разнообразными формулами и данными, а также с различными видами документов и так далее. Данные умения относятся к Hard skills, которые жизненно важны для любого эколога. Однако существует множество направлений деятельности в сфере экологии, где необходимо обладать универсальными компетенциями (Soft skills), чаще всего это проявляется при контакте с общественностью, работе в коллективе, создании проектов, решении сложных технических заданий и многих других отраслях.

Освоение гибких навыков увеличивает шансы на продвижение по карьерной лестнице. Так, например, коммуникабельность, умение говорить грамотно и выступать на публике очень важны для людей, которые представляют свои экологические проекты инвесторам. Здесь очень важно отразить наиболее просто и ясно цели того или иного проекта, его положительные стороны, актуальность и выгоду. Также востребованность Soft skills существует в сфере проведения разнообразных общественно-экологических акций, ведь экологам необходимо привлечь аудиторию, и чтобы новость о каком-либо мероприятии распространялась, и охватывала как можно больше людей. В данном моменте имеет большое значение креативность, так как это поможет привлечь больше внимания к многочисленным экологическим проблемам. Примером могут служить работы студентов геолого-географического факультета Томского государственного университета в рамках проекта «Экофест ТГУ» – серии просветительских мероприятий экологической направленности, нацеленные на популяризацию раздельного сбора отходов среди студентов и сотрудников ТГУ и формирование экологической культуры в экологической среде.

Однако и в направлениях экологии, где практически нет контакта с людьми тоже используются умения критического мышления и работы в коллективе. Например, при проведении оценки воздействия на окружающую среду очень важно принять решение (проанализировав все возможные данные и альтернативные варианты проекта), которое повлияет на проект какого-либо объекта, это нужно для того, чтобы негативное воздействие на природные компоненты и комплексы в целом было минимальным. Работа в полевых условиях также требует от экологов умений коммуникабельности и лидерства, ведь в тяжёлых условиях вне зоны комфорта необходимо обеспечивать безопасность и слаженный режим работы для успешного проведения исследований, мониторинга и других обязанностей. Очень частым методом исследования становится социологический опрос. Он проводится для того, чтобы узнать мнение местного населения о постройке нового объекта, а также в заповедниках, национальных парках и других особо охраняемых природных территориях. В качестве примера можно привести следующую ситуацию – одному из авторов данной статьи на производственной практике в Катунском заповеднике требовалось провести социологический опрос у посетителей, чтобы узнать, что требуется изменить для привлечения большего количества туристов, а также для повышения комфорта во время их пребывания на данных территориях.

Согласно мнению многих ученых, чем раньше человек начинает развивать у себя какой-либо навык, тем лучше он будет владеть им в будущем. Поэтому, мы считаем, что начать развивать гибкие навыки следует уже в подростковом возрасте. Ранее нами была исследована тема экологического образования в школе в статьях «Разработка рабочей программы курса «Экология» для 8 класса» и «К вопросу об использовании методов социально-экономических наук в преподавании экологии в школе», и была составлена программа обучения, которая включала в себе обучение гибким навыкам, в том числе, таким как: командная работа, коммуникабельность, креативность, навык публичных выступлений и некоторые другие. Эти же навыки сейчас очень ценятся работодателями и их развитие уже во взрослом возрасте даст весомое преимущество на рынке труда [1,3].

В более взрослом возрасте развивать гибкие навыки можно посредством участия в разнообразных мероприятиях и форумах. Например, Зимняя школа ТГУ «Биосфера и техносфера», «Качество жизни: глобальные изменения» в рамках олимпиады «Я – профессионал», где главным заданием является создание проектов, в том числе и на экологическую тематику, здесь развивается навык работы в команде, коммуникабельность, навык публичного выступления и креативность. Так же развивать навыки помогает участие в различных студенческих объединениях. Например, СПК (студенческая приемная комиссия), участники которого выступают на форумах в качестве модераторов, реализуя собственные проекты, в том числе связанные с экологией, где часто общаются с абитуриентами. В стенах университета и других учебных заведений можно развивать гибкие навыки с помощью очень популярных в наши дни квестов и других ролевых игр. Они учат нестандартно мыслить, быстро определять проблему и находить решение, распределять роли в команде, прислушиваться к мнению других, аргументировать свою точку зрения. Для одновременного решения экологических задач (ОВОС, экологический мониторинг) и развития гибких навыков, предлагается групповое задание управленческого характера. В нём студенты будут определять можно ли построить какой-либо объект на определённой территории, и какие вводить ограничения, либо же запретить его, при этом группа студента должна аргументировать свой выбор. Данная работа развивает лидерские навыки, критическое мышление и умение работать в коллективе. Следующим примером задания на развитие коммуникабельности является проведение социологических опросов своих сверстников, друзей, однокурсников – это поможет будущим специалистам развить грамотность речи. Чтобы развить Soft skills, необходимо увеличить количество практических занятий и задавать их тематику как можно ближе к поручениям, которые даются на рабочих местах, вводить практикоориентированные кейсы, которые очень часто используются при приёме на стажировку или работу [2].

Таким образом мы выяснили, что на сегодняшний день перед экологами стоит множество задач, требующих, иногда, нестандартных навыков. И для успешного экономического роста компаний на пороге четвёртой промышленной революции, работодатели всё чаще требуют от молодых специалистов наличие Soft skills. В данной статье мы рассмотрели области применения этих навыков, а также предложили различные способы для их формирования и развития.

Библиография.

1. Галашова О. И. К вопросу об использовании методов социально-экономических наук в преподавании экологии в школе / О. И. Галашова, А. Р. Редникин, С. В. Горбунова // Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Природопользование и охрана природы». Томск, 11 марта 2019 г. – Томск, 2019. – С. 37–41.

2. Профстажировки.РФ 2.0 [Электронный ресурс] // Профстажировки.рф. – Электронные данные. – [Б. М.]:[Б. И.], 2019. – URL: https://профстажировки.рф (дата обращения: 09.10.2019).

3. Разработка рабочей программы курса «экология» для 8 класса / С. Р. Аджамоглян [и др.] // Вопросы социализации, воспитания, образования детей и молодёжи. – 2019. – Вып. 16. – С. 32–36.

4. Soft skills – что это такое и где этому научиться [Электронный ресурс] // Фоксфорд. – Электронные данные. – [Б. М.]:[Б. И.], 2019. – URL: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fmedia.foxford.ru%2Fsoft-skills%2F&d=1 (дата обращения: 01.10.2019).

5. These are the 10 most in-demand skills of 2019, according to LinkedIn [Электронный ресурс] // World economic forum. – Электронные данные. – [Б. М.]:[Б.И.], 2019. – URL: https://www.weforum.org/agenda/2019/01/the-hard-and-soft-skills-to-futureproof-your-career-according-to-linkedin/ (дата обращения: 01.10.2019).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *