Секция №2

Секция №2 «Компетенции специалиста будущего для устойчивого развития России»

УДК 502.1

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Харихонов Артем Юрьевич

ГПОУ ТО «Донской политехнический колледж», г. Донской, Тульская область, harihonov@mail.ru

Аннотация: Судьба вступающего в жизнь человека во многом определяется тем, кто был рядом с ним в период становления его личности, формирования его интересов, развития его способностей. Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий, совместной работы всех педагогов. Создание такого опыта осуществляется в ходе научно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении. В статье рассматриваются особенности создания научного общества студентов и результат его экологической деятельности. Приводятся результаты использования современных педагогических технологий.

Ключевые слова: наука, педагогические технологии, модернизация системы образования, научное общество, экологическое образование, экологическая культура.

А. Kharikhonov (Russia). The formation of environmental competencies in the framework of students’ project activity organization.

Annotation: The fate of a person entering the life is largely determined by those who were close to him during the formation of his personality, the formation of his interests, and the development of his abilities. Modernization of the education system is impossible without new ideas, approaches, modern technologies, and the collaboration of all teachers. The creation of such experience is carried out in the course of research activities in an educational institution. Properties of the creation of students’ scientific society is considered. The results of using of modern pedagogical technologies are presented.

Key words: science, pedagogical technologies, modernization of the education system, scientific society, environmental education, ecological culture.

В «Федеральной концепции модернизации российского образования» впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт проектной деятельности и личной ответственности» [1].

Проектная деятельность дает широкие возможности для формирования ключевых компетенций обучающихся (учебно-познавательной, исследовательской, коммуникативной, социальной и информационно-коммуникационной), способствует повышению уровня активности студентов, позволяет в большей степени индивидуализировать образовательный процесс с позиций предоставления учащемуся возможности для проявления самостоятельности в планировании, организации и контроле своей деятельности [2].

Модернизация системы  экологического образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий, совместной работы педагогов различных дисциплин.

Именно поэтому, для создания условий самореализации студентов в пространстве научного творчества и формирования ценностного отношения к окружающей среде, научно-исследовательской и проектной деятельности,  поддержки одаренных студентов, развития их интеллектуального потенциала, повышения качества экологического образования и развития экологической культуры в ГПОУ ТО «Донской политехнический колледж» было организовано студенческое научное общество «Новое поколение» (далее – СНО)

Рисунок 1. Эмблема студенческого научного общества «Новое поколение»

Работа СНО осуществляется в соответствии  положением и планом работы на каждый учебный год. За плечами его участников десятки конкурсов, форумов, конференций экологической направленности (Таблица 1). На данный момент за успехи в учебе и участие в научных конкурсах два студента колледжа получают стипендию Правительства РФ., многие стали лауреатами Всероссийских конкурсов, и практически все хотят заниматься научной деятельностью после окончания нашего учебного заведения. Нельзя не отметить тот факт, что большинство экологических проектов членов СНО реализованы.

Благодаря, высокому уровню подготовки студентов, победам в научно-исследовательских конкурсах различного уровня, 18 января 2018 года на базе  ГПОУ ТО «Донской политехнический колледж» был проведен I Тульский открытый чемпионата экологических знаний, инициатив, проектов «Экология будущего в интересах устойчивого развития региона», организаторами которого  стали:   Министерство образования Тульской области, ГОУ ДО ТО «Областной эколого-биологический центр учащихся» и Региональный модельный центр дополнительного образования детей Тульской области. Участниками стали более 250 человек: обучающиеся профессиональных  и общеобразовательных учреждений,   воспитанники дошкольных образовательных учреждений и преподаватели нашего региона.

Таблица 1

Участие студентов членов СНО в конкурсах различного уровня

Название конкурса Период проведения Руководитель Результат
Областной конкурс творческих работ обучающихся, посвященного Году российского кино «Эко-ракурс» октябрь 2016 Харихонов А.Ю. II место
Областная акция «Мы за возрождение Тульских засек», посвященной 500-летию возведения Тульского кремля и начала создания Большой засечной черты» октябрь 2016 Харихонов А.Ю. I место
Деревья – памятники живой природы ноябрь 2016 Харихонов А.Ю. I место
Региональный этап Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды декабрь 2016 Харихонов А.Ю. II место
18-ой Всероссийской олимпиады «Созвездие» февраль  2017 Харихонов А.Ю. I место
Региональный этап всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета -2017» март  2017 Харихонов А.Ю. III место
Областной конкурс
«Экология профессии»
март  2017 Харихонов А.Ю. I место
Региональный этап Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды январь 2018 Харихонов А.Ю. II место  
I Туль­ский от­кры­тый чем­пи­о­нат эко­ло­ги­че­ских зна­ний, ини­ци­а­тив, про­ек­тов «Эко­ло­гия бу­ду­ще­го в ин­те­ре­сах устой­чи­во­го раз­ви­тия ре­ги­о­на» январь 2018 Харихонов А.Ю. I место  
I Туль­ский от­кры­тый чем­пи­о­нат эко­ло­ги­че­ских зна­ний, ини­ци­а­тив, про­ек­тов «Эко­ло­гия бу­ду­ще­го в ин­те­ре­сах устой­чи­во­го раз­ви­тия ре­ги­о­на» январь 2018 Вязанкин В.С., Бойцова О.Н. II место  
I Туль­ский от­кры­тый чем­пи­о­нат эко­ло­ги­че­ских зна­ний, ини­ци­а­тив, про­ек­тов «Эко­ло­гия бу­ду­ще­го в ин­те­ре­сах устой­чи­во­го раз­ви­тия ре­ги­о­на» январь 2018 Харихонов А.Ю. III место  
Региональный этап 19-ой Всероссийской олимпиады учебных и научно-исследовательских проектов детей и молодежи «Созвездие-2018» февраль 2018 Харихонов А.Ю. II место  
Ре­гио­наль­ный этап Все­рос­сий­ско­го кон­кур­са юных ис­сле­до­ва­те­лей окру­жа­ю­щей сре­ды февраль 2018 Харихонов А.Ю. II место  
Об­ласт­ная на­уч­но-прак­ти­че­ская кон­фе­рен­ция уча­щих­ся и сту­ден­тов «Вклад уча­щих­ся и сту­ден­тов в со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие ре­ги­о­на» в но­ми­на­ции «Со­ци­аль­ные ин­но­ва­ции: эко­ло­ги­че­ские и во­лон­тер­ские про­ек­ты» март 2018 Харихонов А.Ю. I место  
Ме­жму­ни­ци­паль­ный кон­курс сту­ден­че­ских ис­сле­до­ва­тель­ских ра­бот «Об­раз жиз­ни и здо­ро­вье» сре­ди сту­ден­тов ор­га­ни­за­ций сред­не­го про­фес­сио­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния Туль­ской об­ла­сти ноябрь 2018 Харихонов А.Ю. II место  
Ре­гио­наль­ная на­уч­но-прак­ти­че­ская кон­фе­рен­ция «Но­вые го­ри­зон­ты», по­свя­щен­ная Го­ду Об­ра­зо­ва­ния и Но­вых зна­ний в Туль­ской об­ла­сти декабрь 2018 Харихонов А.Ю. I место  
Ре­гио­наль­ный этап Все­рос­сий­ско­го кон­кур­са твор­че­ских, про­ект­ных и ис­сле­до­ва­тель­ских ра­бот уча­щих­ся «ВМЕСТЕ ЯРЧЕ» декабрь 2018 Харихонов А.Ю. I место  
II Туль­ский от­кры­тый чем­пи­о­нат эко­ло­ги­че­ских зна­ний, ини­ци­а­тив, про­ек­тов «Энер­гия бу­ду­щих по­ко­ле­ний в ин­те­ре­сах устой­чи­во­го раз­ви­тия ре­ги­о­на» декабрь 2018 Харихонов А.Ю. III место  
VIII Все­рос­сий­ский Фе­сти­валь на­у­ки 2018 го­да в но­ми­на­ции «Лю­ди на­у­ки» декабрь 2018 Харихонов А.Ю. II место  
IX Туль­ский мо­ло­дёж­ный эко­но­ми­че­ский кон­курс ин­но­ва­ци­он­ных про­ек­тов и идей, но­ми­на­ция «Луч­ший ин­но­ва­ци­он­ный про­ект в об­ла­сти за­щи­ты окру­жа­ю­щей сре­ды» декабрь 2018 Харихонов А.Ю. I место  
Региональный этап Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды декабрь 2018 Харихонов А.Ю. I место  
Все­рос­сий­ский кон­кур­с юных ис­сле­до­ва­те­лей окру­жа­ю­щей сре­ды январь 2019 Харихонов А.Ю. Победители заочного этапа  
Региональный этап 20-ой Всероссийская олимпиада «Созвездие» март 2019 Харихонов А.Ю. I место  
20-ая Всероссийская олимпиада «Созвездие» март 2019 Харихонов А.Ю. III место  
Всероссийский юниорский водный конкурс март 2019 Харихонов А.Ю. III место  
Всероссийский экологический форум «Зеленая планета» апрель 20019 Харихонов А.Ю. I место  

Научные исследования и проектирование являются частью учебного процесса, активно используемые нами на занятиях по естественнонаучным дисциплинам, а также ежемесячных заседаниях СНО. Использование данной педагогической технологии, дает свои результаты (Диаграмма 1).

Диаграмма 1. Результаты участия членов СНО в конкурсах различных уровней

Метод проектирования рассматривается нами как особый вид деятельности студента, направленный на создание нового продукта, имеющего экологическую, социальную или личностную значимость.

Смысл проектной деятельности заключается не только и не столько в создании  «экологического» продукта, она позволяет научиться планировать и организовывать собственную деятельность, доводить свой замысел до конечного результата.

Работа над проектом всегда требует поиска необходимой информации, обращения к различным её источникам. Новая информация может изменить взгляд на проблему, над которой приходится работать, помочь скорректировать этапы работы и оценить материальные, технические и временные ресурсы.

Составляющей частью проекта является его защита или презентация. Первостепенно созданные моими студентами проекты презентуются в рамках урока или заседания СНО. Здесь они получают компетентную оценку и рекомендации, а лучшие из них принимают участие в экологических конкурсах различного уровня.

 Проектная деятельность является наиболее эффективной для формирования экологической компетенции обучающихся, она  позволяет формировать практические  навыки, развивать стремление к самостоятельному поиску и устойчивый интерес к изучению окружающей среды [3].

     Велика роль проектной деятельности студентов для развития индивидуального экологического мировоззрения и решения существующих экологических проблем [3].

 Устойчивое развитие планеты в целом невозможно без изменения личного отношения и участия каждого человека. Исходя из выше сказанного, можно выделить основные задачи преподавателя, развивающего проектную деятельность студентов в сфере экологии:

— обучать студентов на примере реальных экологических проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни;

— приучать к использованию  разных источников экологической информации;

— приучать к бережному отношению к компонентам окружающей среды;

-развивать исследовательский интерес, направленный на познание окружающего мира;

— подкреплять экологические знания практическими делами, используя специфические для экологии методы сбора, анализа и обобщения информации;

— мотивировать обучающихся на создание собственных экологических проектов, с целью их дальнейшей реализации.

Библиография

  1. Информационный портал АКАДЕМИК, [Электронный ресурс]/URL. https://voronezh.academica.ru/
  2. Традиции и инновации в использовании примера в процессе воспитания школьников, личный сайт Бокурадзе А.Б. [Электронный ресурс]/URL. http://pdf.knigi-x.ru/21pedagogika/116942-1-bakuradze-andrey-bondovich
  3. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]/URL. https://nsportal.ru/shkola/ekologiya/library/2014/09/16/formirovanie-ekologicheskoy-kompetentsii-v-protsesse-proektnoy-i

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *