Секция №1

Секция №1 «Объединение усилий по поиску инновационных форм и содержания экологической работы в системе общего и дополнительного образования»

УДК 371.315.6

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КВЕСТ В ПРОФИЛЬНОМ ЛАГЕРЕ, КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Галушкина Наталья Владимировна

Учитель биологии МБОУ СОШ №94 имени Генерала Советского Союза Лизюкова А.И., г. Воронеж, Воронежская область, meshkova_84@mail.ru

Попова Надежда Владимировна

Педагог дополнительного образования МБУДО ЦДО «Созвездие», г. Воронеж, Воронежская область,  n.popova84@mail.ru

Аннотация: В данной статье рассказывается о применении на практике  метода игровой формы работы в летнем профильном лагере «Школа мастеров» экологического квеста «Зеленая тропа». Концепция мероприятия состоит в использовании игровых технологий для  отработки и  закрепления  изученного материала по художественному и естественнонаучному направлению деятельности.

Ключевые слова:квест, игра, летний профильный лагерь, художественная и естественнонаучная деятельность, экологическое воспитание, окружающая среда.

The Ecological quest in a profile camp is one of the methods of working out studied material.

N. Galushkina (Russia); N.Popova (Russia).

Annotation: Thе article describes the application in practice the method of game form work in a profile summer camp » The school of masters», ecological quest «The green trail». The event concept shows how to use playing technologies for working out and consolidation of studied material in the artistic and natural sciences..

Keywords: quest, game, summer profile camp, artistic and natural science activities, ecological education, environment.

 В летнюю оздоровительную компанию  занятость детей реализуется с помощью различных проектов в детских лагерях и профильных сменах. Педагоги используют в своей работе многообразие форм игрой деятельности и инновационные подходы.[1] В   нашей интегрированной программе «Школа мастеров» одной из таких форм работы является экологический квест «Зеленая тропа».

Экологический квест – это игра, познавательное и интересное приключение, выполняя задания в которой участники узнают полезную информацию и набирают баллы. По итогам игры все получают заслуженные награды.[2]

Отличительной особенностью квеста «Зеленая тропа» является, то что он проводится в течении нескольких дней одной профильной смены. В нем с помощью игровых технологий обучающиеся отрабатывают и закрепляют уже изученный материал по художественному и естественнонаучному направлению деятельности,  независимо от того какая у него основная направленность. Для участников квест стал симбиозом прошедших в смене обучающих мероприятий по разным темам.

Обучающихся ждали головоломки и приключения, проверка их смекалки и находчивости, задания на внимательность и командообразование, позитивные эмоции и главное — проверка знаний, полученных за небольшой период.

Главной целью нашего эко-квеста стало закрепление пройденного материала в профильном лагере и формирование экологической культуры у подрастающего поколения через игру в условиях естественной природной среды.

Эко-квест «Зеленая тропа» проходил на открытой местности, в течении трёх дней, в два этапа:

  1.  подготовительный
  2.  практический.

Подготовительный этап включает в себя занятия по профильному направлению программы — это экскурсии по местности (изучение флоры и фауны); зарисовка растений на пленере; просмотр научных фильмов; ИКТ. Инновационным  в нашем квесте стало использование QR-кода для определения и получения информации по  хвойным растениям. Считанная детьми информация с QR-кода помогла им выполнить одно из заданий квеста театрализовано-игровая программа «В мире хвойных растений».

Практический этап —  это игра на местности с использованием знаний, умений и навыков,  полученных на первом этапе.

Для того чтобы больше заинтересовать обучающихся была создана легенда: «В страну сказок пришла беда — их окружающая среда подверглась загрязнению. И как с этим справиться они не знают и просят помощи у наших подмастерьев».

Игроки были разделены на 4 команды – «Земля», «Вода», «Огонь» и «Воздух». Им предлагалось пройти испытания для решения проблем сказочных героев на следующих станциях:

— «Водная». Обучающиеся отрабатывали знания, полученные по теме «Оценка качества воды» и помогали тем самых определить состояния воды в сказочной стране;

— «Царство живое». На этой станции по наглядным пособиям участники игры определяли видовую принадлежность птиц, разгадывали ребусы по теме «Рыбы» и рассказали Лешему интересные факты о животных.

— «Насекомые». Дети познакомили сказочных героев с представителями отряда перепончатокрылых, отработали навыки художественного мастерства зарисовывая пчелу и осу, используя знания, полученные на занятиях по этой теме.

— «Геоботаника». На ограниченном участке обучающиеся отрабатывали навыки определения растительного покрова и выполняли зарисовки с натуры, показывая злому волшебнику, что окружающая его среда очень красива и ее надо сохранять и беречь.

— «Юный эколог». На станции обучающиеся помогали  русалке расчистить её водоем от отходов и сортировали мусор по категориям для дальнейшей переработки.

— «Деревья». Участники квеста занимались определением видовой принадлежности древесных растений на территории сказочной страны, используя геолокацию и знания о произрастающих в данной местности деревьях. Предварительно координаты геолокации выдавались капитанам команд.

— «Болото». Одна из самых интересных и загадочных станций, где обучающиеся спасали Кикимору от химического загрязнения ее дома. Для этого участники квеста использовали знания из курса юного эколога.

— «В мире хвойных растений». Используя знания о хвойных растениях, полученные на подготовительном этапе, дети представили театрализовано-игровую программу.

За каждое выполненное задание команды получали кусочек карты, в которой и скрывался ответ прошли они квест или нет.[3]

 По итогам обе команды прошли квест «Зеленая тропа» и помоглисказочным жителям спасти свою страну от загрязнения и тем самым закрепили изученный материал программы летнего профильного лагеря «Школа мастеров».

Из опыта проведения экологического квеста в профильной смене мы пришли к выводу, что такая игровая подача изучения и закрепления материала помогает обучающимся лучше воспринять естественнонаучную и художественную деятельность за пределами учебного кабинета. Участникам квеста становится понятна их роль в экологии, они начинают обращать внимание на проблемы окружающей среды.

Библиографический список.

1. М.Е.Сысоева. Организация  летнего  отдыха детей. ГИЦ «Владос». М.2003

2. Титов С.В. Здравствуй, лето! Мероприятия в детском загородном лагере. — Волгоград: Учитель, 2008. – 132с.

3. С.П.Афанасьев, С.В.Коморин. Сто отрядных дел. – Кострома: МЦ «ВАриант, 2002. – 112с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *