Секция №2

Секция №2 «Компетенции специалиста будущего для устойчивого развития России»

УДК 502.378(470.343)

Выявление проблем и перспектив экологической просвещенности и воспитания молодежи проживающей в республике Марий Эл методом проведения экологического опроса разных групп и направлений студентов

Худошин Ян Олегович

Студент группы ЭиПП-41 Поволжский государственный технологический университет, г. Йошкар-Ола, janhudoshin@mail.ru

Научный руководитель канд. сельскохозяйственных наук, доцент каф экологии и природопользования Кусакин Александр Васильевич

Поволжский государственный технологический университет,

 г. Йошкар-Ола

Аннотация: Статья посвящена проблемам и перспективам экологической просвещенности и воспитания одной из наиболее активных социальных групп республики Марий Эл: молодежи, обучающейся в высших учебных заведениях. Проведен комплексный опрос разных направлений обучения в ВУЗах республики, сделана выборка, построены диаграммы, произведен анализ ответов на вопросы каждой направленности. Подведены итоги и сделаны выводы о роли экологической образованности, реализации непрерывного экологического образования и развития экологической культуры среди обучающейся в высшие учебные заведения республики будущих молодых специалистов.

Ключевые слова: экология, просвещение, образованность, воспитание, культура, опрос, студенты.

J. Khudoshin (Russia). Identification of problems and prospects of environmental education and education of young people living in the Republic of Mari El by conducting an environmental survey of different groups and directions of students.

Annotation: The Article is devoted to the problems and prospects of environmental education and education of one of the most active social groups of the Republic of Mari El: young people studying in higher educational institutions. A comprehensive survey of different areas of study in the Universities of the Republic, a sample is made, diagrams are constructed, the analysis of answers to questions of each direction is made. The results and conclusions about the role of environmental education, the implementation of continuous environmental education and the development of environmental culture among future young professionals studying in higher educational institutions of the Republic are summarized.

Keywords: ecology, education, education, education, culture, survey, students.

Нами было опрошено 180 студентов, проживающих в Марий Эл с разных направлений обучения. После проведения опроса, полученные результаты обрабатывались, высчитывались процентные соотношения. Затем методом кластерного анализа было рассчитано Евклидово расстояние (d2) и метрика l1— норма (d1) Кластерный анализ применялся для определения расстояния между двумя рядами измерений, представляющими собой результаты анкетирования в (%) по группе, а также идеальный, вредный варианты ответов. Был рассчитан и доверительный интервал для каждой количественной характеристики (параметра) характеризующий степень достоверности результатов при проведении выборки. С вероятностью р=0,95 можем утверждать, что процентная частота при данных условиях не выходит за пределы границ полученного интервала.

В начале опроса, по направлению своего образования 43,4% выбрали естественнонаучный, также велика была доля выбравших экономико-математический (15.1%), социально-гуманитарный и физико-математический (по 13.2%), в меньшей мере представлены военно-промышленное, архитектурное, и обучение по развитию международных отношений.

На вопрос знания терминов «экологическая и биологическая этика» и их проблематики 51% опрошенных ответили, что их волнуют проблемы эко- и биоэтики. 16% опрошенных дали отрицательный ответ на данный вопрос. 34% не обозначили свою точку зрения.

По вопросу о беспокойстве ухудшения состояния окружающей среды 75% опрошенных ответили положительно, никто не дал отрицательного ответа. Также согласно полученным данным (см. диаграмма 1), наиболее острыми проблемами республики Марий Эл, по мнению опрошенных студентов, являются бытовые отходы (32,1%), загрязненность водных объектов (24,5%), загрязненность атмосферного воздуха (20,8%) и перенасыщенность улиц машинами (17%). Наименее острыми проблемами являются шумы и загрязненность почв.

Диаграмма 1. Наиболее острые экологические проблемы Республики Марий Эл

На вопрос о значимости природы 56,6% опрошенных ответили, что дикая природа является нашим домом, 28,3% опрошенных ответили, что к дикой природе нужно относится как к среде нашего обитания. Небольшой процент опрошенных выбрали ответы: как к источнику ресурсов и месту отдыха.

По вопросу расширения прав домашних и диких животных 40,4% опрошенных студентов считают, что животные в силу более низкого, чем у людей, интеллектуального развития имеют меньше прав, чем люди. 32,7 % опрошенных приравнивают животных к правам людей. 11,5% опрошенных считают, что животные не имеют прав.15,4% опрошенных не смогли обозначить свою точку зрения. По вопросу использования натуральных шкур животных для изготовления одежды мы выяснили, что 51% студентов имеют отрицательно мнение в данном вопросе. 6% опрошенных положительно относятся к данной ситуации. 43% опрошенных не смогли однозначно ответить на данный вопрос.

Касательно отношения к неживой природе 61% опрошенных ответили, что растения и неживая природа прав реально не имеют, но мы обязаны о них заботиться. 5% опрошенных дали отрицательный ответ. 34% опрошенных согласны с утверждением, что растения и неживая природа должны иметь права. Проявление уважения при виде сохранившихся многовековых деревьев происходит у 76,5% опрошенных студентов. 17,6% опрошенных не смогли однозначно ответить на данный вопрос. Лишь 6% опрошенных высказались в отсутствии уважения к вековым деревьям.

В опросе задавался вопрос «предпринимаете меры защиты окружающей среды? Если да, то какие» (см. диаграмма 2), были предоставлены следующие варианты (сдаю макулатуру/бытовые отходы в пункт приема, участвую в различных акциях по защите окружающей среды, экономлю электроэнергию/водные ресурсы, по возможности стараюсь не использовать пластмассу и полиэтиленовые пакеты, не загрязняю общественное пространство, не принимаю никаких мер).

Диаграмма 2. Меры по защите окружающей среды предпринимаемые опрошенными студентами

В абсолютном отношении 129 опрошенных выбрали вариант ответа не загрязняю общественное пространство, 48 ответили о экономии электроэнергии/водных ресурсов, 42 стараются не использовать полиэтиленовые пакеты, меньший процент (по 15 опрашиваемых) ответили, участвую в различных акциях по защите окружающей среды или не принимают никаких мер.

На вопрос «Как думаете, очисткой чего в первую очередь нужно заняться Министерству природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл и другим организациям в сфере защиты окружающей среды?» Наибольший процент опрошенных (60%) ответили, что в первую очередь нужно заняться чисткой водных объектов, и очисткой атмосферного воздуха (34%), наименьший процент опрошенных ответили очисткой неправильного проблемного восприятия окружающей нас природной среды и человеческих мозгов.

На вопрос студентов касательно их видения нынешней экологической обстановки в городах и прочих населенных пунктах республики по месту проживания (см. диаграмма 3). 53% опрошенных ответили, что экологическое состояние мест их проживания оценивается в 3 балла по пятибалльной шкале, 28% оценивает состояние в 4 балла, 12% оценили, как плохое, 6,7% присвоили наивысшую оценку, никто не оценил экологическое состояние критическим.

Диаграмма 3. Видение студентами нынешней экологической обстановки в городах и прочих населенных пунктах республики по месту проживания

Следует отметить, что большинство составленных вопросов были направлены прежде всего на некое минимальное экологическое воспитание и самообразование, а также на сложившиеся по многим вопросам свои определенные принципы, взгляды, мнения об окружающей нас среде и природе. Подводя итоги и проанализировав при этом каждый из ответов на вопросы анкет, можно сделать следующие выводы по выборке ответов- более 50% опрошенных студентов высших учебных заведений в республике Марий Эл задумываются над проблемами биоэтики, а также положительно относятся к дикой природе, давшие отрицательный ответ или не определившиеся с ответом скорее всего не изучали дисциплин, затрагивающих биоэтику. Опрошенные студенты заинтересованы качеством среды, менее одного процента опрошенных не думали о вопросе ухудшения состояния окружающей среды. Никто не ответил, что дикая природа- это ненужная неокультуренная территория. Одобряющих использование натуральных шкур не нашлось, исходя из процентных соотношений ответов мы столкнулись с отрицательным или нейтральным мнением. Большинство опрошенных считают, что мы должны заботиться о растениях и неживой природе. Выражаем надежду что каждый из прежде еще не размышлявших над подобными вопросами после проведения нашего анкетирования возможно начнет обдумывать данные вопросы больше и придёт для себя к каким-либо выборам. Хотим верить, что эти выводы и выбор будут направленны не на разрушение и безразличие, а на сохранение и улучшение окружающего нас мира, живых существ, распространение экологической культуры и образованности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *