Секция №2

Секция № 2 «Компетенции специалиста будущего для устойчивого развития России»

УДК 502. 12

от экологического образования к образованию для устойчивого развития

Вишнякова Эльвира Владимировна

ОГАПОУ «Белгородский политехнический колледж», г. Белгород,

Белгородская область, vishnyakova@bpcol.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования экологических компетенций в процессе подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования на основе компетентностного подхода. Обозначена цель экологического образования, которая заключается в формировании социально активной личности с высокой экологической культурой, отчетливо осознающей последствия предпринимаемых действий и обладающей чувством ответственности перед потомками за свое экологическое поведение.

Ключевые слова: экологическая культура,система среднего профессиональногообразования.

Elvira Vishnyakova (Russia). FROM ENVIRONMENTAL EDUCATION TO EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT.

Annotation: The article considers the problem of  the formation of ecological competences in the process of training specialists in the system of secondary vocational education on the basis of competence approach.

The purpose of ecological education , which is to form a socially active person with a high ecological culture, clearly aware of the consequences of the actions taken and having a sense of responsibility to descendants for their environmental behavior.

Keywords: ecological culture, system of secondary vocational education.

В современном мире экологические проблемы приобрели первостепенное значение. И очень остро встала задача экологического образования населения. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина кроется в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Человек стоит на самой высокой ступени развития жизни на Земле, однако еще не означает, что вся природа принадлежит ему, как он надменно воображает. Человек принадлежит природе. Он должен это понять, научиться рационально использовать ее богатство и беречь ее несравненную красоту.

Формированию экологической нравственности и мировоззрения мешает представление о том, что человечество в своей хозяйственной деятельности ещё не перешло границ экологически дозволенных пределов. Отсюда вытекает ложное представление о возможности продолжения экономического развития посредством бесконечного увеличения потребления природных ресурсов: минеральных, водных, земельных, лесных, биологических, рекреационных.

Важнейшая роль в решении современных экологических проблем отведена экологическому образованию, в частности экологизации системы образования в целом, в том числе среднего  профессионального. Экологизация профессиональной деятельности будущих специалистов должна осуществляться вне зависимости от их профессиональной ориентации. На сегодняшний день Мировым сообществом определена роль экологического образования как одного из важнейших факторов преодоления глобального экологического кризиса.

Устойчивое развитие – официальная концепция развития человечества в XXI веке.

Приоритеты устойчивого развития на сегодняшний день таковы:

  • внедрение устойчивых моделей производства и потребления;
  • использование новых и экологически безопасных технологий;
  • развитие устойчивых транспортных систем;
  • энергоэффективность и энергосбережение;
  • региональные проблемы устойчивого развития;
  • повышение уровня социальной безопасности населения;
  • борьба с бедностью с учетом экологического и гендерного аспектов;
  • сохранение исторического и культурного наследия;
  • предупреждение и уменьшение экологических угроз здоровью населения;
  • борьба с опустыниванием;
  • сохранение биологического разнообразия;
  • снижение эмиссий,  парниковых газов и озоноразрушающих веществ;
  • доступ к качественной питьевой воде;
  • решение трансграничных экологических проблем;
  • радиационная и биохимическая безопасность;
  • управление отходами;
  • дальнейшее развитие науки и образования для устойчивого развития.

Российская концепция устойчивого развития ставит во главу достижение баланса между главными компонентами социально-экономической системы: экономикой, экологией и социальной сферой, а также процесс изменений при котором развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.

Образование – ключевой фактор устойчивого развития экономики XXI века.

Образование для устойчивого развития

Образование для всех

Признание приоритетности экологического образования и воспитания получило, наконец, в России всеобщее распространение и реальную опору, но воплощается в жизнь, к сожалению, не повсеместно и не всегда компетентно.

Вышедшие в последние годы нормативно-правовые и научно-методические документы (Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», «Концепция развития образования РФ до 2020 г.») отмечают приоритетность данного направления в реформировании профессионального образования.

Скругленный прямоугольник: Образование для устойчивого развития

Главная цель экологического образования общества заключается в формировании социально активной личности с высокой экологической культурой, личности, ориентированной на непрерывное саморазвитие, способной не только адаптироваться к быстро меняющимся социально-экологическим условиям, но и отчетливо осознающей последствия предпринимаемых действий и обладающей чувством ответственности современников перед потомками за свое экологическое поведение [1].

Вышеуказанная цель обозначена в Федеральном законе № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» в статье 71 «в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов… устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное, общее школьное образование, среднее и высшее профессиональное образование, послевузовское образование и профессиональную переподготовку, повышение квалификации, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения и т.д.» [3].

В основе формирования экологической компетентности студентов лежит экологический подход, при котором образовательный процесс ориентирован на формирование экологической культуры как надпрофессионального и межпрофессионального качества личности будущего специалиста [1].

 Базовая система экологических компетенций, раскрывающих важные аспекты понятия «экологическая культура личности», представлена следующим образом:

– обладает способностью ответственно относиться к природной среде на основе признания её универсальной ценности;

–понимает сущность природных пределов современного социально-экономического развития и причины экологического кризиса;

– способен оценивать результаты и последствия своей деятельности с точки зрения природосообразности (биосферосовместимости), ненанесения или минимизации вреда природе;

– обладает навыками природосообразной деятельности и поведения;

– способен эмоционально чувственно воспринимать угрозу разрушения природной среды, проявлять волю к её защите и охране;

– обладает потребностью деятельности в сфере экологии и природопользования;

– обладает чувством природы, способен воспринимать её величие и красоту;

– обладает потребностью общения с природой, нахождения в естественных ландшафтах;

– обладает целостным мировоззрением и мироотношением [3] .

Понимание каждым человеком меры своей свободы в отношениях с окружающей средой, формирование экологической ответственности, грамотности и является целью экологического образования студентов образовательного учреждения любого типа. Требования к экологической образованности выпускника профильного учебного заведения СПО особенно многогранны и предполагают разработку гибких, преемственных и разнообразных путей экологизации образования на интегрированной, междисциплинарной и проблемной основе.

Без всеобщей экологической культуры людей невозможно предотвратить деградацию биосферы и самого человека. В понятие «экологическая культура» входят: экологическая образованность (знание законов взаимосвязи живых организмов и природной среды), осознанное отношение к природе и самому себе, практическое участие в сохранении природных ресурсов. Формирование экологической культуры во многом зависит от нас – педагогов. [2]

Библиография:

  1. Коробкин В.И. Экология – Ростов н/Д: Феникс, 2010
  2. Роговая О.Г. Становление эколого-педагогической компетентности специалиста в области образования. Санкт-Петербург, 2007.
  3. http://www.mnr.gov.ru./ — официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *