Секция №2

УДК 378.4, 338.2

Самарский Университет, ул. Московское шоссе, д. 34, г. Самара

Е.И. Маркелова — Профессор кафедры экономики Самарского Университета, Ph.D. по биогеохимии и естественным наукам (Университет Ватерло (Канада) и Университет Гренобль Альпы (Франция)), педагог National Geographic (США), эксперт по стратегическому и экологическому развитию в Amphos21 (Испания), markelova.phd@gmail.com

Д.И. Герасименко — Профессор кафедры экономики Самарского Университета, Ph.D. по индустриальной политике и международной торговле (Университет Ст. Галлен, Швейцария). Лектор по экономике в Университете Ст. Галлен. Со-создатель и со-фасилитатор Awareness led Social Lab по развитию экономики замкнутого цикла в Швейцарии, darya.gerasimenko@unisg.ch

О.В. Есипова — доцент кафедры экономики Самарского Университета, начальник отдела по взаимодействию с работодателями и директор центра международных краткосрочных образовательных программ, esipova.ov@ssau.ru

Аннотация: Статья раскрывает инновационный подход Самарского Университета в области образования для устойчивого развития России. Профессора магистерской программы “Международная Экономика” приглашены из Европы для раскрытия новых компетенций бизнесменов с учетом реалий 21 века. Экосистемный подход в экологии, экономике и социологии рассматривается ключевым для понимания инновационной деятельности и экономического развития страны и регионов.

Ключевые слова: устойчивое развитие, экономика замкнутого цикла, экологические ценности, экологический след, углеродный след, экологическая экосистема, социально-экономическая экосистема, пространство доверия, глобализация, бизнес-стратегия, осознанные инновации, осознанный бизнес.

E. Markelova (Russia, Spain), D. Gerasimenko (Russia, Switzerland), O. Esipova (Russia). MULTIDIMENSIONAL (COMPLEX) EDUCATION FOR THE SPECIALISTS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT AT SAMARA UNIVERSITY

Annotation: The article describes the innovative approach of Samara University in the field of education for the sustainable development of Russia. The professors of the Master’s program “International Economics” are invited from Europe to implement new competencies of business people taking into account the conditions of the 21st century. The ecosystem approach is considered key to understanding innovation and the economic development of the country and regions.

Keywords: sustainable development, circular economy, environmental values, environmental footprint, carbon footprint, environmental ecosystem, socio-economic ecosystem, social labs, globalization, business strategy, awareness led innovation, conscious business.

1. Инновационный подход Самарского Университета для реализации стратегии устойчивого развития

В контексте современных приоритетов мирового сообщества, таких как Повестка дня в области устойчивого развития от 2015 [1] и Парижского соглашения об изменении климата от 2015 [2], государственная тематика «Экология и Климат» способствует включению в федеральные государственные образовательные стандарты требований к освоению базовых знаний в области охраны окружающей среды и устойчивого развития [3].

В связи с этим, Самарский Университет внедрил инновационный подход многомерного (комплексного) образования для специалистов экономических специальностей. В частности, по инициативе куратора магистерской программы «Международная Экономика» доцента кафедры экономики О.В. Есиповой и при поддержке Врио ректора В.Д. Богатырева, данная магистерская программа была адаптирована в 2016 году для внедрения стратегии устойчивого развития России. Программа реализуется совместно с российскими и международными экспертами из университетов (Университет Ст Галлена в Швейцарии), бизнеса (Amphos21, Coca-Cola, Bosch, GM-Автоваз, Евразия, Schneider Electric, Kelly Services, EY), органами государственной и муниципальной власти.

Уникальность программы заключается в ее комплексном подходе, который рассматривает экономические системы в их совокупности с другими по своей природе системами, такими как экологическими и социально-экономическими. Таким образом, три основные аспекта (экономический, экологический, социальный) рационального природопользования и социально-экономического развития раскрываются в магистерской программе в контексте Целей Устойчивого Развития (ЦУР). Экосистемный подход рассматривается ключевым для понимания инновационной деятельности и экономического развития страны и регионов.

Для внедрения зарубежного опыта по вопросам экологического имиджа и социальных инноваций, проф. Е.И. Маркелова и проф. Д.И. Герасименко были привлечены к сотрудничеству из Испании и Швейцарии. Два взаимодополняющих курса раскрывают основы эколого-технологических (курс «Организация и ведение бизнеса в условиях глобализации») и социально-экономических (курс «Социальные инновации для развития экономики замкнутого цикла») аспектов бизнеса с учетом требований «умной экономики»  (также, «зеленая экономика», «экономика замкнутого цикла»).

2. Внедрение экологических ценностей в бизнес-стратегию 21 века

Учебная программа курса «Организация и ведение бизнеса в условиях глобализации» содержит теоретическую информацию по основным дисциплинам, знания о которых необходимы для внедрения экологических ценностей в экономические бизнес-стратегии. Базовые знания о функционировании природных экосистем и современных технологий рассматриваются на примере рационального природопользования и промышленной экологии, которые в свою очередь дополнены фундаментальными знаниями из учений В.И. Вернадского. Вводятся термины биосфера и техносфера. Термин ноосфера («сфера разума», «креативная добродетель народа») вводится в дополнение к концепции “Осознанный бизнес” Ф. Кофмана [4], раскрывающий механизмы для трансформации бизнеса и построения сознательной культуры. Теоретическая информация подкрепляется примерами европейских организаций, уже внедривших Цели Устойчивого Развития. Таким образом, можно вывести новую концептуальную формулу компетенций специалиста по устойчивому развитию (УР) в контексте эколого-экономических аспектов.

Благодаря международному опыту проф. Е.И. Маркеловой, основы промышленной экологии и осознанного бизнеса дополнены современными концепциями устойчивого развития, преподаваемыми в мировых ВУЗах (Германии, Англии, США и др.). Такие концепции, как «экономика замкнутого цикла», «планетарные границы», «углеродный след», «экономика пончика», «экология бизнеса» и «осознанный бизнес» уже завоевали признание среди бизнесменов США и Западной Европы, но еще мало известны в России. Поэтому, они включены в контент курса и рассмотрены в этой статье.

В Европе признано, что для радикальных и быстрых перемен до 2030 года в области содействия устойчивому развитию, трансформация бизнеса играет важную роль. В свою очередь, бизнес-ориентир исключительно на экономические цели теряет свою актуальность и требует интеграций целей устойчивого развития. Из 17 глобальных целей и 169 соответствующих задач наиболее распространенными в бизнесе являются Цели 6, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 15. Переосмысление концепции экономического развития с учетом реалий 21 века во многом продвигается благодаря К. Раворт, которая преподает в ведущих университетах Англии (Кембриджский и Оксфордский университеты) [5].

Экономическая модель К. Раворт («экономика пончика») предусматривает наличие ресурсов, необходимых человеку для полноценной жизни в долгосрочной перспективе: питание, чистая вода, жилье, образование, здравоохранение, демократические свободы. На смену краткосрочных целей, которые направлены на экономический рост без учета того, ведет ли это к процветанию граждан или нет, приходят долгосрочные цели, где деньги, финансы и бизнес идут на службу людям и создают экономику, которая является регенеративной и распределительной. Таким образом, долгосрочные цели с интегрированными экологическими ценностями определяют новую бизнес-стратегию компаний 21 века.

В рамках нашего курса, реализация новой бизнес-стратегии с учетом экологических ценностей направлена на создание осознанного бизнеса путем трансформаций как в процессах и технологиях, так и в поведении и культуре всех участников бизнеса. «Технологическая трансформация» направленна на развитие индустрии вторичной переработки и создание экологически чистых технологий и материалов, снижая экологический след всего жизненного цикла продукта или компании. Вторая трансформация ориентирована на пересмотр культурных ценностей для снижения нашей зависимости от экономического роста и осознанным поведением в отношении потребления, так называемая «Ноосферная трансформация». В долгосрочной перспективе, обе трансформации рассматриваются в качестве взаимодополняющих механизмов по достижению ЦУР и динамического баланса биосферы с техносферой.

Технологическая трансформация рассматривается на примерах макро- и микроэкономики. На уровне макроэкономики, технологические инновации внедряются через концепцию Экономики Замкнутого Цикла. Эта модель была сформулирована Э. Макартур как обобщение множества уже устоявшихся принципов для раскрытия сразу нескольких ЦУР [6]. Основные принципы включают возобновление используемых ресурсов, переработку вторичного сырья, создание экологически чистых технологий и переход к использованию возобновляемых источников энергии. Эти концепции рассматриваются как часть промышленной революции («Индустрия 4.0»), которая призвана изменить индустриальную модель развития общества. Помимо технологических инноваций, экономика замкнутого цикла предоставляет новые бизнес-модели и социальные модели взаимоотношений в бизнесе и управлении.

На уровне микроэкономики, студенты выбирают для изучения конкретные компании и разбирают уникальность каждого бизнеса по концепции, предложенной Р. Андерсоном [7]. Эта концепция учитывает всевозможные связи между основными компонентами бизнеса и методы оптимизации процессов. Компоненты бизнеса включают: (1) Продукт производства (дизайн, упаковка, затраты энергии, природных ресурсов и материалов на производство, маркетинг и транспортировка готового продукта); (2) Место производства (дизайн и энергозатраты здания, водопотребление, содержание офисов, территория вокруг места производства, транспортировка персонала до офиса); (3) Люди (корпоративная культура сотрудников, клиенты, поставщики, общество).

На курсе изучается метод “Оценка жизненного цикла” (ИСО 14040), который позволяет количественно оценить экологическое воздействие продукции от первичного сырья до законченного материала и его переработки. Потенциальные сферы для оптимизации рассматриваются через элементы «R». Основные элементы направлены на сокращение объемов образования отходов (Reduce), повторное использование отходов (Reuse), а также использование отходов в качестве вторичного сырья (Recycle) [8].

Результаты анализа интерпретируются по различным экологическим факторам и соотносятся с концепцией Й. Рокстрема о «планетарных границах» [9]. Всего определено 9 индикаторов, несколько из которых уже превысили критические значения (изменение климата, потеря биоразнообразия, смещение биогеохимического баланса, вырубка лесов), вызывая риск необратимого экологического изменения. Более того, студенты осваивают экосистемное мышление и рассуждают о том, что планетарные границы взаимозависимы и нарушение одной из них оказывает каскадное влияние на остальные.

Сохранение климата рассматривается как долгосрочная цель, которая в свою очередь зависит от более краткосрочных показателей экологического следа, таких как выбросы парниковых газов. В этом контексте, «углеродный след» является эффективным инструментом и рассчитывается на трех уровнях функционирования бизнеса, что позволяет сформулировать актуальные цели и задачи по его снижению. Как правило, системный подход и навык долгосрочного стратегического планирования демонстрируют, что снижение углеродного следа является экономически эффективным.

Стратегия «Ноосферной трансформации» рассматривается через призму психологического и культурного отношения человека к ресурсам природы и социальным поведением в обществе. Экологические ценности внедряются по этической концепции экоцентризма, которая приходит на смену антропоцентризма («от ЭГО к ЭКО»). Дополняя принципы экономики замкнутого цикла о переходе на рациональное природопользование, культура потребления общества также интегрируется в осознанный бизнес. Новая культура опирается на новые цели развития и объединяет всех участников бизнеса, нацеленных на осуществление глобальной миссии. Это требует вовлечения как управленческого, так и исполнительского состава. Образовательные тренинги о новой стратегии, учитывающей экологические ценности, повышают уровень осознанности и сплоченности в коллективе. Команда, у которой есть общие высшие цели, и которая поощряет инициативу и креативность привлекает лучших специалистов. Командный дух раскрывает потенциал каждого участника и повышает конкурентоспособность и эффективность всего бизнеса.

Используя аналоги природных экосистем, инновационные технологии и бизнес-модели рассматриваются в качестве эффективного инструмента по сохранению благоприятной окружающей среды и климата не только для человека, но и для всей биосферы. Перечень компетенций специалиста устойчивого развития в рамках данного курса помимо контентной части включает:

  1. Экосистемное мышление через целостное восприятие экологических, экономических и социальных экосистем.
  2. Восприятие и осознание экологических ценностей.
  3. Комплексный подход к экологии в разных контекстах.
  4. Анализ и отчетность по Целям Устойчивого Развития: устная, письменная, графическая.
  5. Применение инструментов экономики замкнутого цикла и оценка их лимитов (концепция «Reuse/Reduce/Recycle» и т.д., законы термодинамики).
  6. Постановка стратегических целей и задач с учетом актуальных изменений в экологии и климате.
  7. Оценка возможностей экономического роста от внедрения экологических ценностей.
  8. Поиск инновационных решений для устойчивого развития бизнеса в условиях глобализации.
  9. Открытость к различным мнениям и эффективность работы в команде.

3. Социально-экономические экосистемы

Долгое время «экономическое развитие» рассматривалось в контексте государственной политики, финансов, бизнес моделей, новых технологий и т.д. После принятий Целей Устойчивого Развития ООН в 2015 году [1] стало очевидно, что для их достижения данного подхода будет недостаточно. Такие элементы как старые поведенческие паттерны, старые картины мира, привычки и стереотипы являются центральными для трансформации устойчивого развития и требуют новых подходов таких, как социальные инновации, эко-системное мышление, живые лаборатории (living labs), пространства доверия (social labs), осознанные инновации (awareness led innovation).

В связи в данной необходимостью происходит адаптация концепции Открытых Инноваций в новую версию Открытые Инновации 2.0., где экономическое развитие получает новый экосистемный подход [10]. Под социальными экосистемами понимается «сеть независимых организаций или людей в определенной среде с (частично) общими видением, ресурсами, устремлениями и направлением» [11]. Постепенно, качество взаимоотношений акторов внутри таких экосистем выходит на передний план в их создании. Таким образом, концепции пространства доверия, такие как «living labs» и «social labs», становятся центральными для построения социальных экосистем нового уровня.

Экосистемный подход постепенно находит свое место и в концепции экономики замкнутого цикла. Так, впервые о важности взаимоотношений и экосистемного подхода было озвучено в 2018. Авторы предложили добавить в определение экономики замкнутого цикла системный подход к взаимодействию и кооперации производителей, потребителей и других социальных акторов в их работе по устойчивому развитию [12]. Европейская комиссия также подготовила доклад об использовании экосистемного подхода через работу Living labs для создания инноваций, стимулирующих развитие экономики замкнутого цикла в Европейском союзе [13].

В Швейцарии экосистемный подход нашел отражение в кросс-секторальном проекте social lab «Beyond waste: circular resources lab» — пространство доверия для развития экосистемы экономики замкнутого цикла в кантоне Во. Лаборатория стала совместным проектом Швейцарской Федеральной Политехнической Школы Лозанны (EPFL), центров стартап поддержки Impact Hub Lausanne и Impact Hub Geneva, социального бизнес-проекта «collaboratio helvetica» и Sustainable Development Solutions Network (SDSN) Организации Объединенных Наций (ООН), ее отделения в Швейцарии, и фонда поддержки социальных инноваций Швейцарии Engagement Migros.

Фасилитаторская команда состояла из 5 человек, а сами участники лаборатории (21 человек) были гетерогенной группой, состоящей из представителей разных сфер и квалификаций, разных возрастов, национальностей и пола. Процесс занял 3 месяца и состоял из 6 модулей, в результате чего были созданы прототипы четырех проектов, направленных на развитие экосистемы экономики замкнутого цикла Швейцарии.

Проф. Д.И. Герасименко является cо-создателем и cо-фасилитатором этой лаборатории в Швейцарии, представляя Швейцарскую Федеральную Политехническую Школу Лозанны (EPFL) и отвечая за научно-исследовательскую часть и «техники присутствия» (mindfulness) [14]. Эта социальная лаборатория (social lab) стала прототипом для изучения нового экосистемного подхода для развития экономики замкнутого цикла с использованием (awareness led) процесса «осознанности» и новых методологий таких, как Теория U (Theory U) проф. О. Шармера из Массачусетского Института Технологий, Art of Hosting, технологий осознанности и присутствия (mindfulness techniques), экосистемного сознания (unity consciousness)  и других.

Социальная лаборатория объединяет 3 концепции: тему, пространство и процесс. Тема выбирается в зависимости от запроса. Таким образом, в этом пространстве можно работать со всем темами Целей Устойчивого Развития ООН. Данный прототип был отмечен в 10-ке инновационных решений года для развития ЦУР ООН и был представлен профессором Герасименко на Global Solutions Forum ООН, проводимом в Колумбийском Университете 25 сентября 2019 года. Видео-презентация проекта доступна в открытом доступе [15].

В России данный подход постепенно находит отражение в нормативно-правовом и инновационном полях.  Федеральная Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года от 25 января 2018 г. № 84-р стала своего рода базой для возрождения экономики замкнутого цикла в современной России [16]. Стратегия также отмечает необходимость тесного взаимодействия всех участников экономики замкнутого цикла – «эффективное межотраслевое, межведомственное и межсубъектное взаимодействие для реализации целей и задач настоящей Стратегии между государственными органами федерального и регионального уровней, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, научно- исследовательскими организациями, общественными объединениями, некоммерческими партнерствами, средствами массовой информации, гражданами».

Данная стратегия является началом развития нового подхода к экономике замкнутого цикла в России, учитывающим инновации в социальной сфере. Также, тема подхода к инновационной деятельности через развитие экосистемного мышления и самих инновационных экосистем в России стала центральной на Всероссийском образовательном интенсиве «Остров 10-22» в Сколковском институте науки и технологий, который прошел в июле 2019 г. [17].

4. Социальные инновации для развития экономики замкнутого цикла

Проф. Д.И. Герасименко впервые запустила экспериментальный курс «Социальные инновации для развития экономики замкнутого цикла» в 2016 году. За эти годы курс развивался и адаптировался для Российского рынка высшего образования. Данный курс, как и Швейцарская социальная лаборатория, имеет 3 составляющих: тему (контент по экономике замкнутого цикла), social lab как пространство и процесс присутствия (awareness led process). Студенты становятся участниками подобной лаборатории и изучают экосистему для развития экономики замкнутого цикла через прохождение подобной лаборатории и ее процессов трансформации и развития инновационной экосистемы.

Ниже перечислены компетенции, которые развивает этот курс помимо контентной части новых знаний об экономике замкнутого цикла (ее бизнес моделях, государственной поддержки, финансирования, паттернов производства и потребления в такой экономике, социальных инновациях для ее развития и т.д.).

  1. Умение работать в кросс-секторальных командах. Уметь работать с “разностью” (diversity)
  2. Тренировать навыки глубинного слушания друг друга для улучшения качества Пространства Доверия.
  3. Научиться работать над собственным Эго. От «Эго к Эко», от «Я к Мы».
  4. Умение распознать и использовать сильные стороны и навыки каждого участника экосистемы.
  5. Умение услышать экосистему, что действительно нужно для ее развития — что хочет родиться в этом Пространстве Доверия.
  6. Умение прототипировать (prototype) и экспериментировать в команде.
  7. Новое понимание концепции «успеха» проекта. Отсутствие концепции «провала», работа в формате «неосуждения», «обучения» и «улучшения».
  8. Умение создать само Пространство Доверия в экосистеме для «глубинного качественного диалога».
  9. Умение создать экосистемное пространство для проявления серендипности и серендипных решений.
  10.  Изучить этот формат работы для внедрения на рабочих местах, создавая и развивая инновационные экосистемы.

5. Опыт профессорского-преподавательского состава Самарского Университета в устойчивом развитии

Два курса, описанных в этой статье, раскрывают применение концепции экосистем, как экологических, так и социально-экономических для формирования компетенций специалистов устойчивого развития. Специалисты данной программы обладают преимуществом и конкурентоспособностью как по междисциплинарному спектру полученных знаний, так и по стратегическому и экосистемному мышлению. Такое комплексное изучение экологических, социальных и экономических принципов предлагает новую модель образования для успешной реализации Целей Устойчивого Развития в России.

Помимо магистерской программы, Самарский Университет проводит открытые лекции (с прямой трансляцией) [18], конференции и мини- лаборатории по социальным инновациям для развития экономики замкнутого цикла. Например, в апреле 2019 г. была проведена стратегическая сессия и мини-лаборатория (social lab) с представителями бизнеса, науки, власти и представителей НКО (Quadruple Helix Модель работы Открытых Инноваций 2.0.) для обсуждения вопросов рационального использования ресурсов, изучения российских и зарубежных передовых практик, а также перспектив развития экономики замкнутого цикла в Самарской области [19-20].

В октябре 2019 года по заказу Министерства Экономического Развития Самарской Области и Технопарка «Жигулевская Долина» Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева реализовал обучающую программу повышения квалификации по новейшим методикам исследования инновационного потенциала Самарской области с использованием концепции «Пространство Доверия»: Теории U (Отто Шармера из бизнес-школы Массачусетского технологического института) и ее методами, техниками экосистемного мышления (unity consciousness), практиками осознанности (mindfulness) и другими [21].

Планы на ближайшее время включают проведение международной летней школы Самарского Университета для раскрытия и развития инновационной экономики через экосистемный подход с использованием концепции «Пространства Доверия» и осознанных инноваций (awareness-led innovation).

Слева направо: проф. Е.И. Маркелова, доц. О.В. Есипова, проф. Д.И. Герасименко

Литература

1) Повестка дня в области устойчивого развития от 19.03.2015. Technical report by the UNSC on the process of the development of an indicator framework for the goals and targets of the post-2015 development agenda.

2) Распоряжение Правительства РФ от 3.11.2016 № 2344-р О плане реализации комплекса мер в рамках Парижского соглашения об изменении климата от 12.12.2015.

3) Поручение Правительства РФ от 2017 № Пр-140ГС, п.1и-1.

4) Кофман Ф. Сознательный бизнес (Conscious Business: How to Build Value Through Values), 2006

5) Раворт К. Экономика пончика: семь способов мыслить как экономист XXI века (Donut Economics: Seven Ways to Think Like a 21st-Century Economist 2017), 2017

6) Пахомова Н.В., Рихтер К.К., Ветрова М.А. Переход к циркулярной экономике и замкнутым цепям поставок как фактор устойчивого развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2017. Т. 33. № 2. С. 244-268.

7) Андерсон Р., Ланиэр Д. Mid-Course Correction Revisited: The Story and Legacy of a Radical Industrialist and his Quest for Authentic Change, 2019

8) Валько Д.В.  Циркулярная экономика: понятийный аппарат и диффузия концепции в отечественных исследованиях. Научный журнал НИУ ИТМО. Серия Экономика и экологический менеджмент № 2, 2019.

9) Steffen W., Richardson K., Rockström J. et. al. Planetary boundaries: Guiding human development on a changing planet.  Science. 2015. Vol. 347. No 6223. P. 736

10) Salmelin, B. and M. Curly. Open Innovation 2.0 – The New Mode of Digital Innovation for Prosperity and Sustainability, Springer, 2018

11) Andersson, Thomas, Formica, Piero, Curley, Martin G. Knowledge-Driven Entrepreneurship. The Key to Social and Economic Transformation, 2010

12) Korhonen, Jouni, Cali Nuur, Andreas Feldmann, Seyoum Eshetu Birkie. Circular economy as an essentially contested concept in  Journal of Cleaner Production, Volume 175, 2018, Pages 544-552.

13) Santonen et al. (2017) Cities as Living Labs – Increasing the impact of Investment in the circular economy for sustainable cities. European Commission.

14) Social lab “Beyond waste: circular resources lab”- пространство доверия для развития экосистемы экономики замкнутого цикла в кантоне Во. https://www.circularresourceslab.ch/

15) Видео презентация проекта «Awareness led Social Lab – Beyond Waste» (c 54 минуты) в рамках Global Solutions Forum ООН. https://www.youtube.com/watch?v=fidIjhEDaSI

16) Gerasimenko, D., Markelova, E., Momot, R. (2020) Refurbishing “Circular Economy” concept in Russia: from industrial policy towards innovation by co-creation in Handbook of the Circular Economy edited by Brandão, M., Lazarevic, D., Finnveden, G, forthcoming in 2020, Edward Elgar Publishing Ltd.

17) Всероссийском образовательный интенсив «Остров 10-22» в Сколковском институте науки и технологий. https://ostrov.2035.university/

18) Герасименко Д. Открытая лекция по социальным инновациям для развития экономики замкнутого цикла, 2018. Открытый доступ на  https://www.youtube.com/watch?v=PHhm_xHT9dw

19) Дмитрий Греков (2019) «В Самарском университете обсудили развитие циркулярной экономики» Волга Ньюс». https://volga.news/article/503599.html?fbclid=IwAR3VO-LZE7wwLIAm2W54sRD1JOvb4OiWn2vBraImwYFzbKYtT3ptmqV8M_M

20)    Дмитрий Греков (2019) «В Самарском университете обсудили развитие циркулярной экономики», газета Волжская Коммуна, ПЯТНИЦА, 17 МАЯ, 2019, № 67 (30650). https://www.vkonline.ru/content/view/229238/v-samarskom-universitete-obsudili-razvitie-cirkulyarnoj-ekonomiki?fbclid=IwAR0UPzWsC-pNsbqOmAJIWlMC2eSShqtxWvOl2DXu2OhbikrLsCUuqeuxD9w

21) НИАСам (2019) «Самарский университет реализует программу повышения квалификации по исследованиям инновационного потенциала области», 5 ноября 2019. https://www.niasam.ru/Obrazovanie/—Samarskij-universitet-realizuet-programmu-povysheniya-kvalifikatsii-po-issledovaniyam-innovatsionnogo-potentsiala-oblasti—140068.html?fbclid=IwAR01Bpfxb_Uc0SpNc6eo9xhJPIaPmtaY-Jj2b2LTX9XjFlK3DwVNEnUVSHg

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *