Секция №1

Антонова Анна Александровна, МБДОУ №137 «Веснушки», г.Пенза, Пензенская область, vovochka.antonov.99@mail.ru

Доклад на тему:

«Реализация непрерывного экологического образования в соответствии с перспективами социально-экономического развития России».

Только система, конечно разумная,  выходящая из самой сущности предметов и явлений, дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет.

                                                                                   К. Д. Ушинский

Как известно, обеспечение экономического роста сегодня, как, впрочем, и на протяжении последнего столетия, связано с ростом загрязнения и деградации окружающей среды, исчерпанием природных экологических систем. В последнее время в научной и широкой литературе всё чаще отмечаются признаки нарастающего в мировых масштабах эколого-экономического кризиса, который, однако, не учитывается должным образом ни в политике, ни в прогнозных материалах государств и международных организаций. Так, по прошествии времени с момента проведения Конференции ООН по проблеме развития и окружающей среды в Рио-де-Жанейро (1992), Саммита по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (2002), Саммита по климату в Коленгагене (2009), Конференции в Рио-де-Жанейро (2012), и. наконец, Конференции по климату в Париже(2015)  можно констатировать, что экологическая ситуация в мире продолжает обостряться, а действующие экономические механизмы  природопользования в различных странах остаются низкоэффективными.

  Необходимость решения накопившихся и новых экологических проблем, важность экологической безопасности все в большей степени осознается российским обществом, но экологический компонент не выделяется в качестве приоритетных задач социально-экономического развития и финансируется по остаточному принципу. Наиболее острыми экологическими проблемами, указанными в стратегии развития ЮФО до 2020 г., являются :

— сверхнормативное загрязнение атмосферного воздуха урбанизированных территорий и прилегающих районов от стационарных источников;

— необеспеченность кондиционной водой хозяйственно-питьевого водоснабжения и нерациональное использование водных ресурсов -являются следствием загрязнения водных объектов промышленными и неочищенными канализационными стоками, ливневыми и сбросными водами сельскохозяйственных предприятий;

— отсутствие современных промышленных методов утилизации отходов;

— неудовлетворительное состояние сельскохозяйственных угодий, деградация растительного и почвенного покрова;

— неблагоприятная экологическая обстановка в крупных городах ЮФО, обусловленная отсутствием современных предприятий по утилизации отходов производства и потребления, выбросами в атмосферу от стационарных и передвижных источников.

       Предпримем попытку качественно оценить степень системности стратегических целей и задач экологического развития как по ЮФО в целом, так и в его субъектах. Как по-казывает проведенный анализ, наблюдается отсутствие координации целей и задач в сфере экологии на окружном и региональном уровнях ЮФО. Например, окружная задача «рост доли сохраненных и рекультивированных земель» не отражена ни в одной из региональных стратегий, а задача «рост доли обезвреженных и переработанных промышленных и твердых бытовых отходов» нашла отражение только в стратегиях Волгоградской области и Краснодарского края. Такую ситуацию следует признать недопустимой, поскольку блок окружных экологических задач должен быть инвариантной частью всех региональных стратегий.

       Экологическое образование и просвещение населения рассматривается как необходимое условие социально-экологического развития Пензенской области, обеспечивающее решение задач рационального природопользования с сохранением биосферы и поддержанием благоприятной для здоровья человека среды. Выстроенная система непрерывного экологического образования в Пензенской области, объединяет и координирует экологическую работу на разных уровнях: дошкольное образование, общее образование, дополнительное образование, среднее и начальное профессиональное образование, высшее профессиональное образование, информационно-просветительская деятельность библиотек, музеев, общественных организаций, СМИ, вовлекая всех жителей области в природоохранную деятельность. В целях реализации стратегических направлений в области экологического образования и просвещения ежегодно разрабатывается и утверждается Межведомственный план основных мероприятий по экологическому образованию и просвещению населения Пензенской области, включающий разнообразные экологические мероприятия всероссийского, областного и муниципального уровней. Для педагогов, воспитателей, сотрудников учреждений культуры в течение года проводятся обучающие семинары, курсы повышения квалификации, оказывается научно-методическая, информационная, организационная и экспертно-аналитическая помощь по вопросам экологического образования и просвещения. Созданы экологические центры, клубы, кружки для детей и молодежи. Ведется работа по созданию информационных ресурсов по экологии. Пополняются фонды библиотек печатными и электронными изданиями по проблемам охраны окружающей среды, вопросам экологического образования и просвещения. Размещается информация на интернет ресурсах и в печатных СМИ, выходят телевизионные и радиопрограммы об экологических событиях региона. Поэтому очень важно начинать экологическое образование с раннего детства, шаг за шагом воспитывая экологически грамотного человека, не равнодушного к окружающему члена общества.

   Работа в нашем детском саду по экологии выстроена так, что содержание работы с детьми носит целостный, осмысленный, понятный, логичный с точки зрения детского восприятия характер, сохранив при этом специфические задачи каждого направления экологического образования дошкольников, то есть мы используем        « комплексно-тематический подход». Само название определяет его особенности.

Комплекс – совокупность, сочетание предметов, действий, явлений или свойств, составляющих одно целое. Все воздействия педагога на детей представляют собой некое единство, находятся в системе.

Одна из характернейших и ярких черт дошкольников – любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы  на них в тот же момент. Если взрослые не могут или не хотят  объяснить детям то, что их интересует, эта любознательность пропадает. Поэтому на наш взгляд, главный и лучший способ знакомить детей с окружающим миром – это научиться отвечать на любые вопросы детей.

Вопросов много, как же в них не запутаться, как научить ребёнка находить место каждому явлению в своей памяти… Средством для этого служит знакомство с элементарной целостной картиной мира: такой подход позволяет и при минимуме знаний сделать человека сознательным участником жизни. Поэтому очень важно с самых первых шагов ребёнка в детском саду научить его целостному взгляду на мир.

Процесс знакомства ребёнка с окружающим миром, по нашему глубокому убеждению, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. При этом разнообразные сведения, которые могут запомнить и понять ребята, не являются непосредственной целью обучения, а служат средством для достижения этого основного результата. Ведь рано или поздно эти знания дети получат в школе – а вот познакомиться с целостным ( с учетом возраста) взглядом на окружающий мир позже они не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.

Тема ( греч. « то, что положено в основу») – предмет, суть какого-нибудь рассуждения или изложения. Именно она делает многоас – пектное содержание экологического дошкольного образования целостным, объединив информацию из разных областей экологии, способы и средства различных видов деятельности ребенка, способы общения и адекватного поведения, набор определенных личностных качеств – все те компоненты, что входят в понятие « содержание экологического образования».

По отношению к детям дошкольного возраста термин « тема» мы понимаем шире, чем тема школьного урока, не только как конкретное знание о предмете,  событии, явлении, какой-либо сфере деятельности, но и как широкое ассоциативное поле вокруг нее, позволяющее видеть многообразие их взаимосвязей, обеспечивающее широту и разносторонность их представлений.

Откуда берутся темы… В первую очередь из жизни, которая окружает детей « здесь и сейчас»: времена года, природные явления…Во вторую – из необходимых представлений об окружающем мире, определенных базовой образовательной программой, в той последовательности и логике, в которой ребенок встречается с ними в своей жизни.

Содержание каждой темы осваивается поэтапно:

  1. Этап выявления имеющихся представлений и опыта  детей по данной теме. Этот этап очень важен и имеет огромное основополагающее значение, так как воспитатель далее суммирует сведения. Известные детям, обобщает, приводит в порядок, в единую систему, показывает, что еще нужно узнать, чтобы получить более полное представление о каком-либо явлении.
  2. Этап расширения и обогащения имеющихся представлений детей. Мы подбираем наиболее адекватные формы работы и виды деятельности, позволяющие детям получить новые знания или самим « открыть» их, убедиться в чем-либо на практике. Практикуем наблюдения, экскурсии, совместное исследование проблемы, опытно-экспериментальная деятельность…При этом мы постоянно контролируем степень понимания материала детьми, задавая им вопросы и организуя их самостоятельную деятельность. Хочу подчеркнуть, что новая информация осваивается через разные каналы восприятия, поэтому , знакомя детей с той или иной темой, мы подбираем разные виды деятельности: наблюдение, просмотр видеозаписей(визуальный канал восприятия), слушание музыки (аудиальный канал восприятия), выражение состояния или передача движений через действия своего тела (кинестетический канал восприятия)… Таким образом, детям предоставляется возможность по-разному «проживать» (осваивать) полученную информацию, видеть её с разных сторон, дополняя и обогащая новыми впечатлениями, ассоциациями, и также с помощью разных средств передавать свое отношение к ней. 
  3. Завершающий этап, во время которого полученные представления обобщаются, закрепляются и систематизируются. Для детей этот этап всегда кульминационный – интересное итоговое событие, в котором все принимают активное участие, демонстрируя то, чему научились, что узнали. Мы организуем экологические праздники, викторины, конкурсы, тематические досуги, выставки, создаем проекты… Данные мероприятия являются для нас своеобразным средством контроля за процессом развития детей.

В качестве наглядного примера хочу привести грандиозный экологический проект «», как наглядная демонстрация завершающего этапа в системе непрерывного экологического образования дошкольников. Данный проект принимал участие в Первой Научно-Практической Конференции дошкольников в г. Пенза, заняв одно из призовых мест.

Хочу оговориться сразу, что аналог данного экологического мероприятия проводился с детьми подготовительной группы, а на конференции проект представляла девочка, выбранная детьми данной группы.



Приступая к работе по данному проекту поставила перед собой главную цель – вызвать интерес у каждого ребёнка к объектам природы, научить с ними работать и разгадывать их тайны.. Для её достижения определила следующие задачи:

— Создание условий для экологического образования дошкольников.

— Осуществление целостного подхода к изучению объектов природы и связей между ними.

-Повышение экологического самосознания педагогов и родителей.

По данному проекту были запланированны следующие мероприятия.

В рамках проекта было проведено много интересных мероприятий совместно со всеми участниками проекта:

1.      Практическое занятие «Деревья нашего края», на котором дети пополняли свои знания о деревьях, произрастающих  в средней полосе, конкретно, в пензенской области, в городе Пензе; работали с гербариями, определяли, с какого дерева листок; соревновались в командах, отвечая на задания и вопросы викторины.

2.      Познавательное занятие от Краеведческого  музея – «Волшебный мир дерева». Дети знакомились с тем, что и как делали карелы из дерева.

3.      Практическое занятие «Лесное хозяйство», на котором дети смогли закрепить свои знания о сообществе ЛЕС, узнали о проблемах лесного хозяйства пензенской области, её заповедных зон, о том, что может угрожать лесным богатствам нашего края. Занятие сопровождалось показом мультимедийной презентацией.

4.      Беседа о профессии лесовода. «Гость в группе» (мама нашей воспитанницы -сотрудник Сельскохозяйственной Академии г. Пензы) подробно рассказала детям о специфике своей профессии, познакомила с основными видами деятельности лесовода в природе; показала и дала каждому ребёнку возможность рассмотреть предметы и инструменты, необходимые  ей для работы (прибор для измерения высоты дерева, прибор для определения возраста деревьев, толщины ствола).

5.      В рамках непосредственной образовательной деятельности проведено практическое занятие по детскому экспериментированию «Сравнение свойств разных видов бумаги и картона». На занятии дети познакомились с разными видами бумаги и картона, в ходе самостоятельного исследования свойств бумаги и картона дети пришли к выводу, что изделия из бумаги и картона требуют бережного к себе отношения.

6.      Просмотр презентации «Производство бумаги и картона. Переработка макулатуры»В результате дети расширили свои знания о процессе    производства и переработки бумаги из макулатуры.

7.      В рамках непосредственной образовательной деятельности проведено практическое занятие «Изготовление бумаги в условиях детского сада».

8.      Анкетирование родителей на тему: «Как мы экономим бумагу». Данное анкетирование позволило определить, что большая часть семей не осознают необходимость личного вклада в дело   сохранения лесных богатств (64%).

9.      Дети совместно с родителями приняли участие в конкурсе плакатов на тему «Берегите лес!» и конкурсе поделок из бросового материала «Вторая жизнь бумаги и картона». Следует отметить активное участие и творческий подход семей группы.

10.  Был организован сбор макулатуры под лозунгом «Собираем макулатуру — спасаем деревья!». Всей группой мы собрали 232, 5 кг макулатуры, которая затем была сдана фирме по вывозу и утилизации вторсырья.

11.  У нас также был запланирован поход в лес, с целью проведения беседы «Запасы древесины» и «Охрана природы – большой вклад маленького дошкольника».

12.  Экологический десант по уборке близлежащего леса мы наметили на апрель 2018 года.

13.  Планируется поездка в Ахунское хозяйство , специализирующееся на выращивании саженцев  плодовых  пород деревьев.

Но в основе проекта все же лежит практическая работа по изготовлению новой бумаги из макулатуры.

Выводы и предложения

1. В результате проделанной работы мы  изучили историю возникновения бумаги, познакомились с технологией производства бумаги на целлюлозно-бумажном комбинате.

2. Изучив различные источники, мы  опробовали один из методов  изготовления бумаги в условиях детского сада.  Используя  старые газеты  и исписанные тетрадные листы, нам удалось получить бумагу разного качества, а при помощи красителей, отбеливателя  мы смогли получить  бумагу разного цвета.

Таким образом, дети познакомились с изготовлением бумаги в условиях детского сада.

Полученную бумагу можно использовать для бытовых нужд, а также для детского творчества, что позволит сэкономить семейный бюджет и  природные ресурсы нашей страны.

3. В результате социологического опроса, проведённого среди родителей нашего дошкольного образовательного учреждения, выяснилось, что большинство семей осознают необходимость личного вклада в дело  сохранения лесных богатств  и готовы принимать активное участие в сборе и сдаче макулатуры.

Учитывая, что использованная бумага может перерабатываться, сохраняя при этом некоторые свойства,  мы предлагаем:

— шире  вести разъяснительную работу среди детей дошкольного и школьного возраста по сбору и сдаче макулатуры на темы: «Отходы в доходы», «Книжке – вторую жизнь»;

— улучшить работу пунктов приёма макулатуры.

Мы считаем, что использование вторичного бумажного сырья в масштабах целого государства и отдельных регионов позволяет сохранить лесные ресурсы.

Надо помнить, что  лес — это сокровище, которое подарила нам мать-природа и что лес нужно беречь, охранять и  всеми силами пытаться спасти.

Результат:

— наличие знаний у детей о лесе, как взаимосвязанной системе живых организмов;

— расширение представлений дошкольников о значимости и влияния леса в природе и жизни человека;

— возникновение стойкого интереса к экономии бумаги и картона, сбору и переработке макулатуры;

— активизация познавательной и исследовательской деятельности детей и родителей;

— взаимодействие родителей и детей в творческой экспериментальной деятельности и в процессе сбора макулатуры.

      Апробация комплексно-тематического планирования образовательного процесса на интегрированной основе по экологическому направлению и мониторинг развития детей  в данном разделе показали, что у них вырос уровень познавательной активности, самостоятельности и креативности, дети  лучше стали взаимодействовать друг с другом, а значит процесс социализации прогрессирует. Социальный заказ общества выполняется. Неподдельный интерес к деятельности детей в детском саду проявили родители, которые стали больше интересоваться, чем они занимаются, почему у них стали возникать неожиданные вопросы. Родители постепенно начали втягиваться в образовательный процесс, участвовать в различных мероприятиях. Детский сад стал для них местом интересных событий. Выросло доверие к воспитателям, желание обсуждать с ними проблемы воспитания детей. А значит мы выполняем государственный заказ, когда образовательные учреждения снова становятся «центрами воспитания и развития семьи», как основной ячее

                                     Список литературы:

1.Женихов, Ю.Н. Обращение с опасными отходами: Учеб. пос. / Ю.Н. Женихов, В.Н. Иванов. – Тверь: ТГТУ, 2004. – 224с.

  • Иванов, Н.И. Инженерная экология и экологический менеджмент /Н.И.Иванов, И.М. Фадин. – М.: Изд. Логос, 2003 – 528с.
  • Игнатов, В.Г. Экология и экономика природопользования /В.Г.Игнатов, А.В.Кокин. – Ростов н/Д: Изд. Феникс, 2003. –512с.
  • Исидоров, В.А. Экологическая химия /В.А.Исидоров. – СПб.: Химиздат, 2001, – 304с.
  • Карабасов, Ю.С. Экология и управление: термины и определения / Ю.С. Карабасов, В.М. Чижикова, М.Б. Плущевский. – М.: МИСИС, 2001. – С. 194.
  • Константинов, В.М. Охрана природы /В.М.Константинов. – М.:Изд.Академия, 2003. – 240с.
  • Контроль вредных выбросов ТЭС в атмосферу: Учеб.пос. для вузов/П.В. Росляков; под ред. П.В. Рослякова. – М.: Изд.-во МЭИ, 2004. – 228с.
  • Коробкин, В.И. Экология / В.И.Коробкин, Л.В. Передельский. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 576с.
  • Коробкин, В.И. Экология / В.И.Коробкин, Л.В. Передельский. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 602 с.
  • Коробкин, В.И. Экология в вопросах и ответах: учеб.пособие /В.И.Коробкин, Л.В.Передельский. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 378с.
  • Лукьянчиков, Н.Н. Природная рента и охрана окружающей среды: Учебник / Н.Н.Лукьянчиков. – М.: Из-во ЮНИТИ, 2004. – 176с.
  • Мазуркин, П.М. Статистическая экология: Учеб.пос. / П.М. Мазуркин. – ЙошкарОла: МарГУ, 2004. – 308с.
  • Маслов, Н.В. Градостроительная экология: Учеб. пособие для строит. вузов / Н.В.Маслов /Под ред. М.С. Шумилова. – М.: Высш. Шк., 2002.
  • Мамин, Р.Г. Безопасность природопользования и экология здоровья: Учеб.пос. /Р.Г.Мамин. – М.: Изд-во ЮНИТИ, 2003. –238с.
  • Методы анализа и управления эколого-экономическими рисками: Учеб.пос./Под ред. Н.П. Тихомирова. — М.: Изд-во ЮНИТИ, 2003. – 350с.
  • Миллер, Т. Жизнь в окружающей среде / Т.Миллер. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Пангея», 1996. – Т.3. – 400с.
  • Небел, Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир / Б.Небел. – М.: Мир, 1993. – т.1. – 420 с.; т.2 – 329 с.
  • Николайкин, Н. И. Экология / Н.И.Николайкин, Н. Е.Николайкина, О.П.Мелехова. – М.: Изд-во МГУИЭ, 2005. — 504 с.
  • Никаноров, А.М., Хорунжая Т.А. Глобальная экология /А.М.Никаноров, Т.А.Хорунжая. – М.: Изд. Книга сервис, 2003. – 288с..
  • Новиков, Ю.В. Экология, окружающая среда и человек /Ю.В.Новиков. – М.: Изд. ФАИР-Пресс, 2003. – 560с.
  • Общая экология: Учебник для вузов /Автор-составитель А.С.Степановских. – М.: Юнити-Дана, 2000. – 510 с.
  • Одум, Ю. Экология /Ю.Одум. – М.: Мир. 1986. – т.1. – 328 с.; т.2. – 376 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *